«Куда мы бежим? Не пора ли нам остановитьсяТакие риторические вопросы задавала советский и российский учёный в области биологии, нейронауки и психолингвистики Татьяна Черниговская. Лекцию о человеке в цифровом мире профессор прочла 19 мая в арт-­кафе «Вишнёвый сад». В нашем материале мы приведём некоторые наиболее интересные её высказывания.

***

Говоря о людях в целом, Татьяна Черниговская рассуждала о размытых границах между нормальностью и ненормальностью: «Как человек, который много лет проработал в психиатрической клинике, я вам точно говорю, что признаки [того или иного] психического расстройства [у любого из нас] мы можем наблюдать». В этом же контексте Татьяна Владимировна предложила вспомнить сказку английского писателя Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес»: «Всё, что происходит сейчас и сегодня в современном мире, описано в этой сказке. Когда было такое, чтобы лидер страны сегодня принял решение, а утром проснулся и передумал?»

***

Профессор много говорила об искусственном интеллекте. «Как человеку реагировать на новости, когда одна компьютерная программа разгромила в покер четверых лучших игроков мира, а другая ещё в 1997 году обыграла сильнейшего шахматиста Гарри Каспарова? Кубик Рубика компьютерная система собрала всего за секунду. Игроки в покер после поражения просто рассмеялись, а что им ещё оставалось делать?»

Вспомнила она и о набирающих всё большую популярность «умных вещах» — бытовых приборах, подключённых к интернету. «Зачем мне нужна кофе­варка, которую я могу включить, летя в самолёте? Я что, не в состоянии, зайдя домой, сама нажать на кнопку?» Она задавала вопрос о том, остаётся ли человек человеком, если ему трансплантировали большую часть органов и конечностей? А если вставить в мозг дополнительную карту памяти? «Не удивляйтесь, я вам сейчас не сказку рассказываю, такое действительно существует».

По словам Татьяны Владимировны, человеку невозможно конкурировать с компьютерными программами. «Оно и не нужно. Тем не менее мозг даже самого глупого человека — сложнейшая материя в мире. В нём около одного квадриллиона соединений — это запредельное число. Математика — скульптур нейронной сети, учить её нужно всем». А ещё Татьяна Владимировна напомнила о том, как важно заниматься музыкой. Мало кто знает, но Альберт Эйнштейн с маниакальным упорством играл на скрипке. При этом современники вспоминали, что играл он плохо. Учёный пробовал попасть в музыкальный оркестр, но его не взяли. «Полушария мозга соединяются между собой пучком нервных волокон — мозолистым телом, если говорить совсем грубо — мостом. Так вот, у Эйнштейна этот мост был крупным. Считается, что музыка способствует увеличению этого самого мозолистого тела». После смерти гения патологоанатом, который производил вскрытие тела, украл его мозг и сохранил в формалине. Позже учёные во время исследований пришли к выводу, что с таким мозгом Эйнштейн не мог не быть гением.

***

Существует у учёных и другое предположение — по мозгу якобы можно определить потенциального убийцу. Споры об этом ведутся много лет. А вот то, что в Америке адвокаты злоупотребляют нейробиологией, — факт. «Один из заключённых подростков на суде сказал: «Это не я, это мой мозг». Страшное дело! Если мы встанем на такую дорогу, как мы будем продолжать жить? Как мы можем перекладывать ответственность за свои действия на материю? С таким же успехом можно всю вину сваливать на гены». В 2005 году по слушаниям об убийствах адвокаты в США обращались к науке в 30 случаях, в 2012 году эта цифра возросла до 100. Юристы предоставляли судьям или присяжным МРТ-снимки мозга подозреваемых, убеждая их, что во всём виновато строение мозга. В некоторых делах такой подход к процессу помог виновным избежать наказания.

***

В прошлом году вся планета обсуждала появление на свет трансгенных детей. В мировом научном сообществе категорически запрещено вмешиваться в геном человека. «А две девочки, которых создал китайский учёный, уже родились. И что с ними будут делать? А ничего. Захочет какой-­нибудь состоятельный человек вмешаться в геном своих детей — произвести на свет идеального ребёнка — купит остров, создаст учёным условия для работы, и они по собственному желанию уедут туда работать». Доктор наук считает, что в этом деле «мы все начинаем съезжать в дешёвый роман», скорее всего фантастический.

«Меня волнует: где заканчиваюсь я, если мои работы живут отдельной от меня жизнью? Я витаю в облаках (онлайн­хранилище данных. — Прим. ред.). Вот на этот мой вопрос хорошо ответил один молодой математик: «А вас не волнует, где вы начинаетесь?» Татьяна Владимировна в течение лекции задавала много риторических вопросов, ответы на которые находились в процессе осмысления ещё долго после встречи.

***

Были и размышления о давно известных истинах, которые полезно послушать ещё раз: «Если перед человеком, который не знает английского языка, положить том Шекспира в оригинале — что для него это будет? Для него эта книга не станет произведением великого писателя, потому что он не сможет её прочитать. Для него это всего лишь физический объект со своей глубиной и шириной. Так же, если меня, человека, который не разбирается профессионально в древней японской музыке, привести на концерт, где её будут исполнять, это станет всего лишь набором мелодий».

***

«Обучение меняет мозг, — подытожила лекцию Татьяна Черниговская. — У каждого из вас и у меня он за эти 1час 45 минут стал качественней, и вы, и я приобрели новые знания».

Подготовила
Евгения Кинтушева