В понедельник на сцене Дворца культуры собрался уникальный состав: на одну сцену с солистами Мариинского театра и артистами театра «Современник» вышли ребята из ансамбля сергиевопосадского интерната слепоглухих.

Их, а ещё хор Московской духовной академии и капеллу «Ярославия» познакомила монахиня Ефросиния. В проекте «Прощальный час в Иерусалиме» она автор и продюсер — именно так её роль указана на афише оратории, восстанавливающей библейскую хронологию от Сотворения мира до Воскресения Христова.

Ораторией называют масштабное представление, в котором задействованы оркестр, хоры, солисты, и изначально это жанр основывался на религиозных сюжетах. В этом смысле «Прощальный час в Иерусалиме» оказался классической ораторией из прежних времён, и с тем архаика заканчивается.

Грандиозная работа осветителя и волнующие шумовые эффекты (немые сцены под шум ветра могли длиться несколько минут), драматичное на грани пафосного исполнение, поданный на контрасте видеоряд на экране в глубине сцены, где руки художника почти без перерыва рисовали трогательные песочные картины — такой могла бы быть опера «Иисус Христос — суперзвезда», чтобы от неё зафанатели даже наши бабушки.

Сама монахиня Ефросиния не новичок в музыке. Она часто появлялась в эфире федеральных и региональных телеканалов, где рассказывала свою историю: родилась в Тюмени в семье высокопоставленного работника нефтяной отрасли, мечтала стать певицей, в 15 лет уехала в Москву, где организовывала концерты западных звёзд. Дальше судьба, казалось, давала все козыри в руки — собственный музыкальный проект в Швейцарии с местным продюсером, но зловещее видение во сне и болезнь отвратили Юлию, как её звали до принятия монашества, от прежней жизни и страстной, как она сама говорит, музыки.

Сергиев Посад провожал старинное многоголосие, переложенное на современный лад, овациями. Премьера «Прощального час в Иерусалиме» стала частью Пасхального фестиваля, который проводит художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.

Владимир Крючев