На днях Ирина Плещева, министр правительства Московской области по социальным коммуникациям, объявила о начале в регионе конкурса граффити. Эскизы работ будут принимать вплоть до 15 мая, а уже в начале лета десятки подмосковных стен заиграют новыми красками. Конкурс проходит пятый год подряд, но есть традиция посерьёзней — постоянно задаваться вопросом, а искусство ли граффити?
Наскальная живопись
Для начала определимся, что такое граффити вообще. Термин куда более старый, чем его современное толкование. Ещё в начале XX века под словом «граффити» подразумевались «древние и средневековые рисунки и надписи магического, бытового и т. п. характера, нацарапанные на стенах зданий, металлических изделиях, сосудах и т. п.» (толковый словарь Ефремовой). Словосочетание «древнерусское граффити» в научной среде и сейчас не вызовет ни малейшего удивления.
Если же мы говорим об истории современной «наскальной живописи», то она сформировалась как жанр на Западе, а к нам пришла в 1990-е. Хотя тот же Казимир Малевич работал над фасадами зданий ещё в 1920-е годы, но цветастые, да и вообще-то любые надписи и рисунки массово появились на стенах зданий и заборах уже постперестроечной России.
Тогда же начался и бесконечный спор, считать ли это искусством. Дело в том, что граффити, по крайней мере тогда, шло в комплекте с отдельной протестной субкультурой, и посыл зачастую ценился куда больше художественных достоинств. Характерный пример — «стена Цоя» в Кривоарбатском переулке Москвы. Художественных достоинств там немного, но этот арт-объект и сегодня считается одной из достопримечательностей столицы.
При этом сочетать остросоциальность, как тот же Бэнкси (всемирно известный британских художник стрит-арта. — ред.), с художественным замыслом могут далеко не все, а вот «тегануть», то есть сделать граффити-подпись автора или, как оно видится человеку «не в теме», какие-то непонятные закорюки, куда проще.
Прокурорское видение
Учитывая вышесказанное, неудивительны бесконечные проблемы таких художников с законом. Может, сухие юридические формулировки смогут дать ответ на вопрос «искусство или нет»?
С точки зрения закона самостоятельное нанесение рисунков на стены или заборы — правонарушение. Граффити, несогласованное с владельцем разукрашенной собственности, может попасть сразу под несколько статей уголовного и административного кодексов, где говорится о «повреждении чужого имущества» (рисунок в суде классифицируют именно так, независимо от художественной ценности). Это и ст. 7.17 и 20.1 КоАП РФ (штраф до 2500 рублей) и, конечно, ст. 214 УК РФ «Вандализм» (штраф до 40 тысяч рублей и вплоть до ареста на три месяца).
Суровость и разнообразие наказаний, к сожалению для нас, лишь показывают, что чёткого ответа — что же считается искусством? — у закона нет. Да и, наверное, не может быть. Практика применения зачастую опирается на чувство прекрасного у конкретного сотрудника или судьи: посчитают ли рисунок просто невредной «порчей» или уже «осквернением» — это как повезёт.
Укрощённый стрит-арт
Однако в современном обществе есть заметный тренд к легализации граффити. Примеры можно с лёгкостью найти не только на улицах европейских городов: Россия, да и Сергиев Посад, давно уже переняли практику законного уличного рисунка. У нас в городе коммерческое граффити, скажем спасибо Абрамцевскому художественному училищу, неплохо развито. Интернет-поисковик по запросу выдаст сразу несколько контактов людей, которые помогут вам расписать квартиру или дом под заказ.
Настоящую же цистерну краски на город легально вылили к 700-летию Сергия Радонежского в 2014 году. Тогда появилось и граффити на путепроводе на проспекте Красной Армии (которое по решению прошлого года не сохранится), и самая монументальная работа — благословение Дмитрия Донского на ратный подвиг на Куликовом поле на фасаде дома возле Белого пруда.
Если же говорить о меньших масштабах, они также встречаются по всему городу: на трансформаторных будках, внутри школ и даже больниц. Примеров масса, все не перечислить.
Если властные органы — пусть и со скрипом — уличных художников признают, то с жителя«ми и коллегами по цеху» тяжелее: уважение к стрит-арту выработалось далеко не у всех. Печальный пример — переход напротив ДК имени Гагарина, где обновлённый в этом году рисунок покрыли «вторым слоем» буквально на следующий день. В некотором смысле такую «доработку» тоже можно рассматривать как искусство, но с этим согласятся очень немногие.
Городская палитра
Здесь мы возвращаемся к вопросу — что такое граффити? Творческое искусство или обычное хулиганство? По большому счёту, это очень личный вопрос. Для меня согласованное граффити — скорее просто декорация, беззубая, беззлобная, безглубинная, а любимый городской рисунок спрятан на гаражах на Бероунской улице Сергиева Посада.
Точно можно сказать, что все вышеперечисленные, даже закрашенные, рисунки — визуальная часть города, по которой видно и художественную одарённость авторов, и общую культуру, и то, какой хотят видеть урбанистическую среду местные власти. Искусство или нет, но граффити — уникальный портрет нашего общества, который интересен сам по себе без всяких ярлыков.
Иннокентий Майоров
Фото Сергея Семенькова