Весь Великий пост верующие готовятся к Страстной седмице и Пасхе. Страстная неделя в этом году начинается 22 апреля, Пасха — главный церковный праздник, Воскресение Иисуса Христа — 28 апреля. Что Церковь предлагает приходящим в эти дни в храм? О чём она свидетельствует через богослужения, что вспоминает, к чему подводит? Об этом говорим c руководителем Тьюторской службы ПСТГУ, магистром теологии священником Максимом Юдаковым.


1. Страстная седмица - уже не Великий пост. Почему?

Она выделяется тематически, потому что богослужения этой недели непосредственно погружают верующих в события последних дней жизни Христа. При этом в первые три дня Страстной всё ещё звучат покаянные мотивы. Но в последние три дня Церковь отменяет земные поклоны, потому что теперь перед нами Господь, идущий на страдания и смерть.


2. Какой богослужебный смысл первых трех дней Страстной?

Они сосредоточены на ожидании Второго пришествия Спасителя. Литургическая тема этих дней — притчи: о талантах, о десяти девах и о неверных виноградарях. Так Церковь, с одной стороны, следует евангельским событиям, а с другой — вновь открывает верующим Царство Небесное, которое дарует Христос всем, кто последовал и последует за Ним.

3. В первые три дня Страстной служится Литургия Преждеосвященных Даров. Почему?

В будни Великого поста полную литургию не служат. Литургия всегда связана с радостью Воскресения Христа, которая заключена в Причастии. Великий же пост — время покаяния, скорби о грехах. В такое время радость литургии не является уместной. Поэтому она отменяется в будни и вместо неё служится неполная литургия, где Дары уже освящены.

Для чего такая служба была введена? Для того чтобы христиане могли оставаться с Богом. Ведь Причастие и есть самое близкое с Ним единение, и без этого единения человек скоро зачахнет в унынии. В Великий пост уныния быть не должно. И как наше тело не может жить без пищи, так же и душа не может жить без пищи духовной.

4. Что необычного в службах Страстной?

Богослужения Страстной максимально конкретны. Церковь поёт «Днесь висит на Древе» — то есть прямо сейчас висит, в храме, перед верующими. Время богослужения — это время тех страшных  дней.   

Через все богослужения этой недели проходит мысль о непосредственном соучастии христианина в событиях Страстной седмицы. В эти дни Церковь старается поставить верующего в положение участника того, что происходило почти 2000 лет назад.

Не случайно, в четверг вечером на утрене читаются 12 отрывков из Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В остальное время года мы такого на утрене не увидим. И эти 12 Евангелий символически указывают и описывают последние 12 часов земной жизни Христа. В Великую Пятницу, после выноса плащаницы, перед ней читается канон «Плач Богородицы». Он читается как бы от лица Богоматери. Вот Она стоит перед гробом Спасителя и оплакивает тело Своего мертвого Сына. И мы, как участники этого богослужения, тоже становимся вместе с Ней у гроба, тоже сострадаем Ее горю.

Утреня Великой Субботы, которая совершается в пятницу вечером, включает в себя «чин погребения плащаницы». Плащаница — это покрывало, на котором вышито изображение умершего Спасителя. Она символизирует собой Его бездыханное Тело. Кто ее погребает? Мы — верующие. То есть богослужение погружает нас в то время, когда апостолы и Богородица погребали Господа, и мы участвуем в этом, погребаем Его вместе с ними.

5. Что можно назвать смысловым центром Страстной седмицы?

Распятие Христа, служба Двенадцати Евангелий. Церковь в этом богослужении указывает на то, что распятие — это ещё не конец истории. Через песнопения и гимны Церковь каждый раз напоминает нам, что Христос воскреснет. Полного торжества смерти не будет, скорбь претворится в радость, и Жизнь победит всё равно. Даже самые скорбные песнопения Великой Пятницы заканчиваются надеждой Воскресения: «Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твоё Воскресение».

В этом проявляется два уровня всех богослужений Страстной седмицы. Да, распятие — это кульминация, момент наибольшего душевного и молитвенного напряжения, час великой, всечеловеческой скорби, но это не конец.

6. Почему в Страстную Пятницу не совершается литургия?

В Великую Пятницу полагается строжайший пост. В день, когда Церковь скорбит о своём Спасителе, страдавшем и умершем за неё, она призывает сосредоточиться на этой скорби в память об этих страшных событиях. Радость совершения литургии была бы неуместной в этот день.

7. Какой основной смысл Великой Субботы?

Великая Суббота — день особого покоя. В первой главе книги Бытия, когда Господь творил мир, сказано, что в день субботний Он почил от дел Своих. И теперь Господь вновь почил, умер на Кресте, и время остановилось. Все замерло в ожидании того, что же произойдёт дальше. Тело Спасителя во гробе, Его Душа — в аду. Великая Суббота — это молчание всего мира перед тайной произошедшего.

В этот день на литургии вместо Херувимской песни мы слышим слова: «Да молчит всякая плоть человеческая». Согласно древней христианской традиции, в эту Субботу не положено было говорить. Но на самой литургии начинает приоткрываться пасхальная тема. Перед чтением Евангелия священники снимают тёмные облачения и одеваются в белые, и само Евангелие уже пронизано духом воскресения. Вспоминается пришествие Жён Мироносиц ко гробу Христа. Они не находят Его Тела. Это первая весточка Пасхи.

8. После литургии в Великую Субботу освящают куличи. С чем связана эта традиция?

Церковный устав, который, по сути, ориентирован на монашествующих, указывает на то, что раньше происходило освящение пасхальной трапезы. То есть ни куличи, ни яйца не освящались. Древним христианам и в голову не пришло бы освящать куличи и яйца в тот день, когда нужно молчать, пребывать в покое, ожидая Воскресения Христа.

Трудно установить появление этой традиции. В Белоруссии и на Украине, например, куличи и яйца почти везде освящают после ночной пасхальной службы. Возможно, в России это освящение связано с советским периодом, когда власть всячески воспрещала посещение ночной пасхальной службы и люди пытались хоть как-то прикоснуться к торжеству этого дня. Хотя бы через освящение куличей и яиц. Тайных символов за ними нет, и само их освящение — это не какой-то мистический обряд. Церковь просто благословляет верующим вкушение непостной пищи после пасхальной ночной службы — и всё.


9. Какие есть особенности пасхальной службы?

У этого богослужения свой особенный ритм. Оно очень динамично. Сама жизнь струится сквозь него, потому что Христос победил смерть. Поэтому почти ничего не читается. Все тексты поются. Читаются только молитвы священника и знаменитое «Слово» Иоанна Златоуста. Это «Слово» пронизано ликованием жизни, торжеством Воскресения, глубиной Пасхальной тайны. Иоанн Златоуст спрашивает: «Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа?» Он призывает: пусть и тот, кто постился, и тот, кто не постился, придёт на эту великую радость, пусть все верующие приступают к Чаше Жизни, к таинству Евхаристии, к самому Воскресшему Христу. Смерти больше нет, но есть только вечная жизнь — вот единственный и главный лейтмотив всей пасхальной службы.

Крестный ход, в котором мы снова переносимся под покров той ночи, когда Жены Мироносицы пришли ко гробу Спасителя и не нашли Его Тела. Церковь вместе с ними идет ко гробу Спасителя и не находит там мертвого Христа. И тогда разносится великая весть: «Христос воскрес!» Так христиане будут приветствовать друг друга на протяжении всех 40 дней празднования Пасхи. Тропарь Воскресения Христова «Христос воскресе из мёртвых» — поётся в течение всей ночной службы всеми верующими.

Вся Светлая седмица служится как один день. Каждый день повторяется служба первого дня. Ночная же пасхальная литургия — это литургия Царствия Небесного. В этот день времени уже нет — есть только вечность.

И мы знаем о нашем спасении через Воскресение, и не можем молчать об этой радости. Поэтому мы поём. Поэтому на ночной пасхальной службе Евангелие читается на многих языках. Отсюда же и колокольный звон, который благословляется совершать во всё время в течение дня на протяжении всей Светлой седмицы.

10. Как подготовиться к Страстной седмице? Какие богослужения лучше всего посетить? Как правильно настроиться на эти дни?

Важно посетить все эти службы. Нужно сделать все возможное для этого. И пускай иногда даже в ущерб своим делам. Страстная седмица и Пасха — сердце христианской жизни. Поэтому здесь всё драгоценно. Нет ничего второстепенного.

Для того чтобы подготовиться к этим богослужениям, лучше всего перечитать в эти дни Евангелие целиком, чтобы уже в храме стать настоящим участником этих событий. И как некогда Господь причащал Своих учеников на Тайной Вечери, так и каждый христианин должен вместе с апостолами причаститься. Так же идти за Христом на Голгофу. Так же плакать над Ним вместе с учениками и Богородицей. Так же ожидать Воскресения Спасителя в день Великой Субботы. И так же войти в вечную радость Воскресения Христова вместе с Жёнами Мироносицами и апостолами.