Сетевые заведения быстрого питания, как правило, радушно открывают для посетителей зал, но не кухню. В Сергиевом Посаде, наконец-­то, нашлась пиццерия, не боящаяся взгляда посетителя и объектива фотографа. Мы побывали в «Додо», посмотрели на весь процесс приготовления продукта с трёх ракурсов: пиццамейкера, своего и нашей коллеги, наблюдающей за процессом дистанционно.

«Это, в целом, политика «Додо пиццы», мы открыты для всех», — говорит управляющая Анастасия, показывая на онлайн­-камеру прямо над пиццамейкерами. Может, дело в том, что заведение и не позиционирует себя как фастфуд? Пока мне показывают привозное тесто, которое созревает трое суток, из динамика сверху доносится сообщение о новом заказе. С этой секунды для всех включается таймер: на приготовление одной пиццы здесь даётся 12 минут.

00:00 — 02:48 мин.

Путь пиццы

Пиццамейкер Леонид достаёт из контейнера пухлый «колобок» и начинает раскатку, что занимает у него минуты две. Потом проходится эдаким «ёжиком» по пласту — это делается, чтобы тесто не вздувалось при выпекании, расталкивая соус и сыр. Получившийся «блин» перекладывают на круглую (по форме пиццы) сетку, откуда он отправляется к ящикам — лексанам — с начинкой. Леонид собирает начинку почти интуитивно — он работает на кухне едва ли не дольше всех остальных членов коллектива «Додо пиццы». Новички учатся до близкого уровня примерно за месяц. Анастасия рассказала, что они как­то раз готовили 61 пиццу на один адрес — и справились вовремя.

В ресторане

Моё внимание привлекает то, что находится над ящиками с начинкой — на специальном щите над столом закреплена здоровенная схема с «архитектурой» каждой пиццы. «Поначалу запомнить сложно, конечно, но быстро привыкаешь. Это как шпаргалки для новичков, очень помогает», — рассказывает менеджер Анастасия. Забегая вперёд — блок­схемы висят повсюду и объясняют всё: от толщины нарезки овощей до процесса мытья рук. Отправляемся смотреть на холодильники и мойки. По дороге замечаю, что сотрудники иногда доделывают работу друг за другом и вообще участвуют в этаком танце по смене локаций. «У нас все могут быть и мойщиками, и пиццамейкерами, и кассирами», — рассказывает Анастасия.

Голодные глаза

«Я тебя вижу!» — пишет мне, сидя в редакции, коллега. Она честно ждёт свой заказ, а заодно замеряет время и отвечает на вопрос: «Что можно сделать за 10 минут?» Досрочный правдивый ответ — немного в обычных условиях (в основном, проверять переписки в социальных сетях).

02:48 — 07:18 мин.

Пицца отправляется в печь на медленно едущей сетке ровно на 4 минуты 30 секунд. Совершенная точность вообще характерна для сетевых заведений: неукоснительное соблюдение рецептур — залог стабильности.

За металлической дверью вижу настоящие горы контейнеров с готовым тестом и маркировками — его привозят два раза в неделю. Пройдя в арку, обнаруживаем мойку, там сейчас работает самый молодой сотрудник Никита. «Знаете, мне нравится. В других местах, где работал, ты ждёшь заказов, а в остальное время делать нечего — здесь не так: ты постоянно что­-то делаешь, постоянно двигаешься. Нет времени на депрессию», — отвечает он на наши вопросы, не отходя от раковины.

В какой­-то момент получаю от коллеги сообщение:

— Я потеряла пиццу. Она где?
— Её в печь отправили.
— А, вижу. Уже?!

07:18 — 10:48 мин.

Готовая пицца, не успев даже перестать «хлюпать» вздымающимся сыром, отправляется на «последние штрихи». Для начала сверху её поливают дополнительным соусом — готовят самого популярного у заведения «Цыплёнка BBQ». Кстати, «змейка», которой распределяют соус, тоже строго регламентирована — и памятка об этом есть. Затем происходит нарезка пиццы на кусочки, упаковка, заклейка (чтобы человек точно знал, что курьер не открывал) — готово! Голос сверху из динамика хвалит за работу.

По длинному и узкому коридору движемся к холодному цеху, где заготавливают начинки. Марина менеджер, но сегодня заполняет контейнеры с томатным соусом. «Сегодня я с 16 часов и до закрытия, вчера работала по-­другому: график у нас очень гибкий, — делится опытом девушка, забивая в планшет на стене какие­-то данные. — Я уже полгода работаю. Долго привыкаешь к объёму цифр: нарезка шампиньона такой толщины, у помидора другой, срок годности этого, срок годности того — я первую неделю в шоковом состоянии уходила. Освоиться помогает командная работа».

Наблюдатель в это время заворожённо смотрит, как одно за другим раскатывают тесто. Одно. Второе. Третье…

10:48 — 27:28 мин.

Наш разговор прерывает голос из динамика, сообщающий о новом заказе. Карусель завертелась: тесто, раскатка, начинки…

Со стола напротив мойки курьер забирает стопку готовых пицц в коробках. И уходит куда-­то в темноту: там лестница и служебный выход. Анастасия показывает внутреннюю программу «Додо». Поначалу кажется, что нужно быть, как минимум, сисадмином, чтобы разобраться: на экране таблицы и графики, в которых учитывается буквально всё — от поставки продуктов до расписания работников со сменами и по часам. Поняв систему, отправляюсь дальше — смотреть на раскатку пицц.

Вдалеке слышу, как курьеры обсуждают пробки на дорогах.

«Смотритель» из редакции отметила, что курьер позвонил внезапно — доставили быстрее, чем она ожидала. Уже через несколько минут я получил от неё фото пиццы с характеристикой: «Тёплая, сыр тянется, вкусная (тебя, скорее всего, не дождётся)».

В погоне за качеством и вкусом

Первый итог увиденного подвожу на бегу. В чём главное отличие сетевых заведений? Системность. И работа, и рецептура построены так, чтобы готовить блюда одинаково вкусно и быстро. Ресторан создаёт впечатление микросхемы: находясь внутри, мне иногда казалось, что у меня есть обзор сверху, и я вижу, как точки передвигаются по чертежу помещения. Быстро. Точно. Стабильно. Чтобы, прибежав в редакцию (добрался, кстати, медленнее курьера) и откусив пиццу, я мог сказать: «Вкусно, как всегда».

 

Иннокентий Майоров

Фото Сергея Семенькова