Посёлков Богородское на карте России что бусин на ожерельевеликое множество, но наш такой один. Известен он двумя главными предприятиямиГАЭС и фабрикой богородской игрушки. «Смастери-ка нам, тятя, кузнецов», — просили в старину дети у отца, который работал резчиком в богородской артели. Слава о старейшем игрушечном промысле не стихает и до сих пор. Туристы стекаются сюда толпами. И мы не стали исключением.

Итак, в этом выпуске вы узнаете: что в Богородском насыпали в стакан вместо семечек; в кого китайцы превратили бурого медведя; чем кормят артельщиков и гостей в ресторане «Фабрикант»; до какой температуры нагревают бассейн в «Лотосе» и что купил поэт Виктор Боков на рынке в Оренбурге.

Передали по наследству

Богородское считается рабочим посёлком и внешним обликом полностью соответствует этому определению. Люди здесь проживают в основном в типовых пятиэтажках. Впрочем, на окраине посёлка можно ещё найти старинные домики, которые напоминают, что когда-­то это было крепкое село. Историки ведут летопись этих земель с XV века. По их данным, первым местными полями, лесами и деревнями владел боярин Михаил Борисович Плещеев, основатель усадьбы Выпуково, которая многие годы была хозяйственным центром окрестных земель.

Незадолго до смерти он разделил наследство между сыновьями. Территория, лежавшая вдоль левого берега Куньи, и земли между Куньёй и Нарой достались старшему сыну боярина — Андрею. С него и начинается «официальная», письменная история Богородского.

Далее следует череда перехода земель по наследству сыновьям или дочерям, пока последний владелец Парфений Собакин не был казнён, попав в опалу у Ивана Грозного. Его владения отписали на государя, а позже, в 1595 году, Богородицкое с семью деревнями в результате обмена было передано Троице-Сергиеву монастырю.

Монастырским поселение оставалось вплоть до 1764 года, когда императрицей Екатериной II был подписан указ о секуляризации церковных владений, согласно которому все архиерейские и монастырские вотчины переходили в ведение и управление учреждённой перед этим государственной Коллегии Экономии. Соответственно, Богородское перешло в разряд казённых поселений.

Новый виток развития село получило после Октябрьской революции. В 1923 году мастера-­игрушечники объединились в артель «Богородский резчик», была открыта профессионально-­техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву, положившая начало фабрике. А в 1974 году рядом с деревней была построена Загорская ГАЭС.

Всё началось с кузнецов

Главная достопримечательность Богородского — музей игрушки, который открылся при фабрике как ассортиментный кабинет при артели в 1913 году. Экспонаты здесь собираются более 105 лет. Осмотреть экспозицию можно всего за 150 рублей, но без гида это не так интересно. Поэтому я доплатила ещё 150 рублей за мини­-экскурсию продолжительностью 30 минут.

Главная фишка богородской игрушки в том, что она подвижна. Но, оказалось, так было не всегда. До XVI века мастера вырезали и продавали просто статичные фигурки. Первой «ожившей» игрушкой стали известные кузницы — мужик и медведь. Они стали символом фабрики и нашли отражение на гербе поселения.

Самый старый экспонат музея — стадо на разводах — был сделан мастером Устратовым и относится к середине XIX века. В этот же период игрушку стали расписывать, занимались этим ремеслом в Сергиевом Посаде. Разукрашивали в основном так называемую китайскую мелочь — кукол размером от 3 до 5 см. Они продавались как семечки в стакане, в который помещалось 5­6 фигурок, стоил он 1 копейку. Позволить себе такие игрушки могли далеко не все, для крестьян это была недоступная роскошь. Для сравнения — 200 граммов хлеба в то время стоили 1 копейку, корова — 5 рублей, а крестьянин за неделю зарабатывал не больше 30 копеек.

С «кузнецов» мальчиков с 5 лет начинали учить резному мастерству. Считалось, что фигурку медведя очень просто вырубить топором и стамеской. Интересно, что эти инструменты мастера используют до сих пор. В основе большинства богородских игрушек лежит обычная трёхгранная чурка, которую в старину называли горбушкой. На то чтобы вырезать из неё готовое изделие, например медведя, у мастера уходит 2,5­-4 часа.

В отдельной витрине можно увидеть фигурку олимпийского мишки работы богородского резчика Александра Смирнова. Это его улыбающегося «потапыча» выбрали как символ Олимпиады­-80. До Смирнова медведей было принято вырезать грозными и злыми, с вытянутой мордой, а он сделал зверя добрым и ласковым. Худсовет сначала работу не одобрил, но мастеру удалось отстоять свою точку зрения.

Сделать из бурого панду

Представить своё видение богородского медведя пытаются и сейчас на мастер­классе, который проводят здесь же на территории фабрики в старинном бревенчатом доме. Конечно, топор и стамеску вам никто не доверит, не дай бог по пальцу рубануть. А вот сборку и роспись игрушки освоить могут все. Стоит это удовольствие на группу от 6 человек по 650 рублей с экскурсанта. Мой индивидуальный мастер-­класс обошёлся в 800 рублей.

Продолжительность занятия — один час. За это время нужно успеть собрать игрушку (в моём случае мишку-­сладкоежку, но могут попасться и другие персонажи) и раскрасить её в стиле богородских мастеров. Потом это чудо творческой деятельности можно забрать с собой.

С виду затея нехитрая, однако, чтобы мой сладкоежка резво барабанил лапами по бочке с мёдом, нужно знать, как грамотно крепить отвес. При условии, что инструктаж прослушан внимательно, с работой справляются все. А вот к росписи многие подходят уже творчески. Китайцы, например, часто красят бурого медведя под панду и вместо косоворотки рисуют галстук и костюм. Такие вот метаморфозы со зверем.

В бассейн, как на курорт

Развлечений в Богородском не слишком много, особенно в зимний сезон. Но есть одно место, куда специально приезжают со всех окрестных поселений, включая Сергиев Посад. Это муниципальный бассейн «Лотос», который открыт для посещения с 8 до 22 часов. Особой популярностью он пользуется у мам с маленькими детьми. Секрет прост: тут есть «лягушатник» для малышей и вода даже в основной чаше гораздо теплее, чем в том же сергиевопосадском «Луче» — температура от 27 до 30 градусов. Почти как на курорте, не хватает только пальм и шезлонгов. Как пояснила нам директор физкультурно-­оздоровительного центра Галина Майорова, такую высокую температуру они поддерживают специально, потому что водные процедуры направлены, прежде всего, на оздоровление, а не на спортивные рекорды.

Стоимость разового посещения бассейна для взрослого составляет 150 рублей, плюс 20 рублей придётся отдать за осмотр врача. Мне потребовались ещё шапочка (12 рублей) и очки для плавания (25 рублей), которые можно купить в бассейне.

Восстановить силы я решила также в сауне, которая находится в комплексе. Она небольшая, всего на шесть человек, зато здесь тоже есть прохладный бассейн с водопадом. За два часа удовольствия заплатила 1310 рублей за парную, плюс 48 рублей — за простыню. Итого на отдых в «Лотосе» — 1565 рублей.

Отдохнуть, как фабрикант

Гостей в посёлке принимают в гостинице «Богородское». Она была открыта в 2008 году для специалистов, приезжающих на ГАЭС, и рассчитана на 35 номеров. Самый бюджетный двухместный номер стоит 2900 рублей, включая завтрак в ресторане «Фабрикант». Но я решила снять для себя люкс за 4400 рублей. На выбор мне предложили два вида номеров — в синем или зелёном тоне. Оформлены люксы со вкусом, видно, что не так давно тут делали ремонт. Для маленького посёлка гостиница очень достойная.

Обедать отправилась в ресторан «Фабрикант», расположенный на первом этаже отеля. На бизнес­ланч сюда приходят не только постояльцы отеля, но и сотрудники ГАЭС, и мастера артели. В ресторане два зала — большой и малый. Стулья в малом зале вырезаны из дерева, напоминая о богородском промысле. Цена за комплекс, в который вошли крабовый салат, гороховый суп, котлета с картофельным пюре и компот, составила 250 рублей. И сытно, и недорого.

 

 

В Язвицы к Бокову

«В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок», —

крутилось в голове, пока мы прыгали по наледи и проталинам на дороге, добираясь до деревни Язвицы — вотчины поэта­песенника Виктора Бокова. Пользоваться славой знаменитого земляка могли бы и в Краснозаводске, оттуда до музея гораздо ближе и тоже есть сносный проезд. Но Язвицы попали в черту Богородского поселения, позволив жителям смело говорить: «А Боков­-то из наших!»

А ведь Виктор Фёдорович и правда свой, близкий для каждого, у кого в сердце откликаются его незамысловатые душевные строчки. Не случайно многие по незнанию принимают его песни за русские народные. «У «Оренбургского платка» есть автор? Да что вы!» — приходилось мне слышать порой. А ведь есть ещё «На побывку едет молодой моряк», «Ой, снег, снежок», «Я назову тебя зоренькой» и ещё более двухсот песен — по­боковски простые, сентиментальные и распевные, от которых слёзы наворачиваются на глаза.

Кстати, тему для знаменитой песни «Оренбургский платок» Боков придумал случайно. В поисках сувениров он отправился на рынок в Оренбурге. Поэт выбрал для своей мамы в подарок красивый и тёплый оренбургский платок. «Я представил себе, как морозным вечером на плечи мамы ляжет пушистый платок, согреет её и напомнит обо мне. И тут, будто бы ниточка из пряжи, потянулись слова нужной песни», — рассказывал потом Боков.

Дом-­музей Виктора Бокова в Язвицах был открыт 19 сентября 2003 года ещё при жизни поэта. В этих стенах он провёл своё детство и юность, написал первые стихи. Интересно, что у музея есть хранители — семья Королёвых, которая живёт в соседнем доме. На калитке размещены их номера телефонов — 541-­83-­63, 545-­32­-98. Позвонила по одному из них, ко мне уже через минуту вышла Галина Николаевна Королёва и провела в музей.

«Я Виктора Фёдоровича знала лично, бывала у него в гостях. Он был очень весёлый и жизнерадостный человек, внимательно относился к людям, вместе с автографом в книгах всегда оставлял пару рифмованных строк. Очень любил игру на балалайке и частушки, ходить в лес за грибами и рыбалку. Хлебосольная была очень семья, пироги на столе всегда были», — поделилась воспоминаниями Галина Николаевна.

В экспозиции музея можно увидеть тетради Бокова­-шестиклассника, токарные резцы с гравировкой из цеха Краснозаводского химического завода, где поэт трудился токарем, и его стихи, напечатанные в нашей газете «Вперёд». Память о Викторе Фёдоровиче хранится и в многочисленных фотографиях. О нелёгкой судьбе поэта, годах репрессий, его семейной жизни — а он был женат трижды — и творчестве вам лучше расскажет экскурсовод.

В доме у Боковых в Язвицах часто бывали звёзды первой величины: Людмила Зыкина, Александра Стрельченко, Александра Калашникова. Гостей в этом доме принимают и до сих пор. В праздничные дни приезжает до 300 человек, так что на улице некуда машину поставить.

 

Подготовила Оксана Перевозникова

Фото Сергея Семенькова

 

Калькуляция отдыха:

  • Музей на Богородской фабрике с экскурсией — 300 рублей.
  • Мастер­класс по сборке и росписи игрушек — 800 рублей.
  • Номер­люкс в гостинице «Богородское» — 4400 рублей с завтраками.
  • Обед в ресторане «Фабрикант» — 250 рублей.
  • Посещение ФОК «Лотос» — 1565 рублей.
  • Дом­музей поэта В. Бокова — бесплатно

Итого: 7315 рублей.