Можно ли ездить на такси в булочную, в ресторан, на работу и на дачу, оставаясь при этом «нашим человеком»?

 

За полтинник, как замминистра

Дешевле, чем в СССР… Редко такое услышишь про современные российские товары и услуги. Частые поездки на такси в современной России считались если не роскошью, то атрибутом принадлежности к среднему классу. Наконец свершилось! Техника дошла. Не мытьём, так катаньем. Крупнейший российский интернет-поисковик Яндекс изъявил желание катать жителей Сергиева Посада на такси за сумму от 49 рублей — которую могут себе позволить и бюджетники, и пенсионеры, и студенты. Этих денег хватит, чтобы доехать до ближайшего супермаркета, если идти совсем невмоготу.

Заказ можно отслеживать в интернете с самого момента выезда. Оплачивать не наличкой, а банковской картой, не выходя из дома. За 130 рублей довезут в Семхоз, за 320 в Хотьково, за 2000 в самый центр Москвы. Причём приедет за вами не какой-нибудь шаромыга в засаленных трениках на потрёпаном жизнью ржавом корыте, а красивая иномарка, возможно, даже «Мерседес» S-класса с кожаным салоном!

 

Как это работает?

Для пассажира. Вбиваешь в любой поисковик заветное слово — Яндекс. Такси, открываешь первую попавшуюся интернет-ссылку. Пункт меню «Заказ такси» — окошко, в котором необходимо указать адрес отправления, пункт назначения и свой телефон, на который, по странному стечению обстоятельств, через несколько минут начинает приходить вирусная реклама интернет-магазинов. Провоз багажа и животных, если это необходимо, нужно отметить галочками. И ждёшь. Если повезёт — 5-10 минут, если не повезёт — целый час, ибо свободных машин на линии мало — четыре-пять (все они видны на интерактивной карте), а желающих недорого прокатиться гораздо больше.

Для водителя. Войти в клуб «яндекс-таксистов» может владелец новой или относительно новой иномарки в идеальном техническом состоянии рыночной стоимостью от 400 тысяч рублей при наличии лицензии, разрешающей перевозку людей на легковом авто (стоит от 4 до 10 тысяч рублей). Получить её может обладатель прав категории «Б», с российским гражданством, старше 23 лет со стажем вождения от трёх лет, сдавший три теста: на знание русского языка, корпоративных стандартов и местности, на которой предстоит работать. Если машины нет, её можно арендовать у фирмы за 1600 рублей в день и даже выкупить по окончании трёхлетней аренды. Также водитель обзаводится планшетом, на который устанавливается специальная программа мониторинга заказов. С её помощью также подсчитывается рейтинг, влияющий на заработки.

 

Вопросы себестоимости

Очевидно, что перевозки осуществляются себе в убыток. Реальная стоимость эксплуатации машин значительно выше. Точных цифр не скажет никто. Но приблизительные подсчёты корифеев бизнеса говорят: пахать таксисту надо, как Папе Карло, чтобы на выходе получить среднюю по району зарплату, и то если повезёт.

Практика показывает, что крепкая и неприхотливая рабочая лошадка Б-класса «Рено-Логан» отбивает себя за три года. В смету расходов входят стоимость самого автомобиля (450-700 тысяч рублей), который за это время дешевеет вдвое, бензин (700 тысяч), страховка двух видов, расходные материалы и шиномонтаж, технический осмотр, мойка, оплата интернета и питание по завышенной стоимости в заведениях общепита. В некоторых случаях таксист вынужден платить налоги индивидуального предпринимателя. При такой арифметике возить с Воробьёвки в Семхоз дешевле, чем за 200 рублей, нецелесообразно. Да и за остальные направления надо «сдирать» с пассажира в 1,5 раза дороже как минимум, чем предлагает Яндекс. Такси.

 

В чём подвох?

Для пассажира его нет. Желающий доехать из пункта А в пункт Б платит ровно столько, сколько стоит в графе «стоимость» при интернет-заказе и ни рублём больше. Стоимость поездки может немного возрасти, если число желающих ехать значительно превышает количество машин на линии и требуется срочность.

Водитель тоже не в накладе, как это ни парадоксально. Выпадающие доходы пока берёт на себя IT-гигант, у которого есть продуманная стратегия завоевания рынков и превращения в суперкорпорацию, где такси отведено место маленького кирпичика. При этом человека за баранкой, несмотря на льготы, приучают платить за сотрудничество порядка 20 % с каждого поступившего заказа.

 

Бои местного значения

Конкуренты, конечно, не в восторге. Местные «бомбилы» — мужики горячие. И крепким словцом, если надо, приласкают, и монтировкой продешевившему наглецу по рёбрам или по лобовому стеклу настучат. В 90-е родному деду автора этой статьи, попытавшемуся стать одним из них, прокололи на «Москвиче» все четыре колеса прямо возле вокзала. Так сказать, намекнули, что извоз — дело грязное и домашний уют для пенсионера гораздо предпочтительнее.

Двадцать с лишним лет прошло, а у железнодорожной платформы те же скалящиеся физиономии, готовые стаей дать отпор чужаку. Потому не удивляют сообщения об актах вандализма в отношении «яндекс-таксистов» от местных блогеров. Хотя любые слухи стоит тщательно проверять. По отзывам одного из водителей (кстати, «Яндекс.Такси»), никакой диверсии против новичков не было. А раз так — то мы имеем дело с обычным «чёрным пиаром» и маркетинговой кампанией, формирующей у потребителя образ жертвы.

В целом, остальные игроки рынка не паникуют. В такси «Европа» реагируют на приход «айтишников» с шашечками спокойно и даже несколько цинично. «Сами сдохнут!» — на том и весь сказ. Никто не верит в перспективы бизнес-проекта ниже себестоимости. В «Городе дорог» и «Пятёрочке» придерживаются примерно того же мнения: «Поживём — увидим!» Ибо недостатков в работе по-прежнему много. Взять хотя бы среднее время ожидания.

 

А потом всё кончится

Многие считают, что покатав жителей Сергиева Посада и окрестностей на аттракционе нечеловеческой щедрости, интернет-предприниматели вернутся к рыночному ценообразованию. Не потому, что жадные, а потому, что работать себе в убыток — хуже смеха без причины. Уже сейчас тариф в час пик сразу имеет повышенный коэффициент.  То же самое — если спрос такси существенно превышает предложение. Сторублёвая поездка в Семхоз постепенно поднимется до своих законных 150-170, а то и 200 рублей. Тогда и наступит тот самый «час икс» — либо люди забьют в телефонные книги «яндекс-номера» и не будут их удалять, либо будут выбирать наобум из имеющихся равнопривлекательных вариантов. Первый вариант будет означать тактическую победу — за которой, впрочем, последует аналогичная попытка захвата рынка конкурентами, и не одна. Второй — поражение и бесславный уход из такси-бизнеса.

 

P. S. Наблюдения и личный опыт эксплуатации служб такси редакции может не совпадать с личным опытом и впечатлениями от их работы читателей.

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Георгий, водитель «Яндекс.Такси»

— Не знаю, что из этого всего получится, но вывод такой: на такси сейчас огромных денег не сделаешь. В противном случае никто бы этот Яндекс сюда не пустил. Повышение конкуренции окончательно выбьет с рынка нелегалов и «бомбил». Качество услуг повысится, автопарк будет лучше и современнее — появятся машины класса «С» типа «Шевроле Круз». Но не факт ещё, что им удастся здесь закрепиться. Что при этой, что при другой схеме оплаты у таксиста жизнь не сахар. Заработать удаётся 25-30 тысяч в месяц, если не валяешь дурака и добросовестно выполняешь 15 заказов в день.