Я всегда очень трепетно отношусь к выбору отеля, всё-­таки хоть на несколько дней он становится для меня домом. Критерии отбора просты — чистота, комфорт, удобное расположение и стоимость, которая не слишком обременит мой кошелёк. Помимо гостиниц, это могут быть и хостелы, и сдающиеся посуточно отдельные квартиры. Но, похоже, они попали под удар очередного законопроекта Госдумы, который вводит запрет на организацию гостиниц в жилых помещениях. Мы попытались выяснить, насколько сильно может пострадать гостиничный бизнес в Сергиевом Посаде.

Несмотря на броские эпитеты, что наш город «ворота Золотого кольца России» и «Лавра — жемчужина православия», в среде туристов Сергиев Посад всегда считался транзитным пунктом, куда приезжали на несколько часов, чтобы помолиться и полюбоваться монастырём. Можно сказать, что гостиничный бум в городе начался только в 2014 году, в год 700­-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Событие действительно было грандиозное, приведшее в стены Лавры не только высшее духовенство, но и президента страны Владимира Путина.

Духом тогда воспряли не только верующие, но и весь гостиничный бизнес. Как грибы после дождя в Сергиевом Посаде начали появляться новые отели, гостевые дома, апарт­отели и хостелы. Конечно, вдумчивые предприниматели, кто понимал, что турпоток не бесконечен, сорвав банк, через год закрылись или продали бизнес. Остальные до сих пор продолжают тянуть лямку и пытаются выжить в жёсткой конкуренции.

Шаг к цивилизации гостиниц

Урегулировать гостиничный бизнес на федеральном уровне первый раз попытались ещё в 2015 году. Законопроект о внесении изменений в Жилищный кодекс тогда был в целом поддержан профильным комитетом по жилищной политике и ЖКХ, но вызвал в среде депутатов массу вопросов. К повторному обсуждению вернулись только сейчас, спустя четыре года, после того как по стране в связи с проведением в России чемпионата мира по футболу прокатилась очередная волна открытия хостелов. В начале марта парламентарии поддержали законопроект во втором чтении, а 6 марта уже приняли окончательно.

Так что же попало под запрет? Как пояснила нам председатель гильдии предприятий туризма и культуры при ТПП района Валентина Устименко, закон не коснётся добропорядочных владельцев бюджетных гостиниц, кто зарегистрировал свой бизнес и, следовательно, соблюдает все требования.

«Хостелы разрешается размещать только на первых этажах, при этом должен быть отдельный вход. На вторых этажах тоже можно, если под отелем нежилое помещение. Деятельность по оказанию гостиничных услуг может осуществляться лишь после перевода жилого помещения в нежилое и соответствующего оснащения, например, системой звукоизоляции, средствами противопожарной безопасности, охранной сигнализацией и другими. На мой взгляд, это правильно. Говорят же, мой дом — моя крепость, а я бы ещё добавила — моё отдохновение, место, где я хочу отдыхать и чувствовать себя комфортно. Поэтому гостиничный бизнес должен быть цивилизованным и безопасным как для туриста, так и для жителей», — прокомментировала Валентина Устименко.

Скромность китайцев не смущает

В Сергиевом Посаде хостелов, которые обосновались в жилых домах, этот закон не коснётся, потому что все они соответствуют требованиям — занимают первые этажи и оборудованы отдельным входом, считает хозяйка хостела «Очарованный странник» Людмила Чугай.

Открыть бюджетный отельный бизнес они с мужем решились в 2015 году, когда им в аренду предложили помещение на улице Валовой. На тот момент конкуренция в этом сегменте туристических услуг была небольшая: в Сергиевом Посаде было официально зарегистрировано всего три хостела. За четыре прошедших года интерес к туриндустрии существенно возрос, сейчас в городе действует уже девять зарегистрированных хостелов, и это не считая мини­гостиниц.

Конечно, выживать «Очарованному страннику», который к тому же не имеет всевозможных бонусов вроде вида на Лавру, сложно. Отель небольшой, всего 10 номеров от двух до десяти мест, вместимостью на 45 человек. Изначально планировалось, что он будет ориентирован на паломников. Специально под это выбрали и название по повести Николая Лескова, наполнили интерьеры старинными предметами быта, стены стилизовали старославянскими надписями из Библии. Однако конкурировать с Лаврой в приёме паломников не пришлось.

По словам Людмилы, зимой большинство постояльцев их хостела составляют командировочные и школьные группы, а летом — иностранцы. Особенно «Очарованный странник» полюбился китайским туристам, которые бронируют номера за полгода. Заграничных гостей не смущают скромные интерьеры и тесные номера, и вполне устраивает низкая цена — 500 рублей за койко­место.

В холе отеля висит карта мира, где постояльцы флажками отмечают, откуда прибыли. География стран набралась уже довольно обширная. У стойки ресепшен стоит фортепиано, под которое китайцы любят хором напевать «Смуглянку». Музицируют тут только в дневное время, к соседям по дому в «Очарованном страннике» относятся с пониманием, в спорных ситуациях стараются достичь компромисса. Поэтому нареканий от жильцов в адрес хостела пока не было.

Управление хостела — это семейный бизнес. Постояльцев хозяйка принимает всегда сама, по выходным помогают дочки. К сожалению, почти половину дохода приходится отдавать за услуги сайтов бронирования, рекламу и улучшение условий для постояльцев. Но хозяева надеются, что развитие туризма в Сергиевом Посаде рано или поздно сделает эту сферу более прибыльной.

Запретят ли ночлежки?

Во вторник, 12 марта, вопрос о запрете хостелов в жилых многоквартирных домах был рассмотрен в комитете Совета Федерации по социальной политике, который отклонил законопроект и утвердил создание согласительной комиссии для увеличения срока переходного периода перед вступлением закона в силу. Предполагается, что к этой теме парламентарии вернутся в следующем году.

Против устройства отелей в многоквартирных домах выступает депутат Госдумы, первый зампред комитета по ЖКХ Сергей Пахомов. По его мнению, жилой дом — это не гостиница, и задача депутатов защитить добросовестных приобретателей квартир от нецелевого использования жилых помещений их соседями.

В целом мы, как жители, запрет размещения отелей в наших домах тоже поддерживаем. Но до сих пор остается неясным, насколько закон подходит для арендаторов, которые сдают свои квартиры внаём посуточно и такое соседство зачастую беспокоит жильцов даже больше, чем хостелы. Юридически они отелями не являются, гостиничными правилами не регулируются и налоги, кроме стандартного на жильё, не платят. Попадут ли они под запрет?

Оксана Перевозникова

Фото Александра Гирлина