Человек идёт в церковь, чтобы стать лучше: жить без обид, злости, жадности, уметь прощать и каяться. Суть покаяния, если я правильно понимаю, — в исправлении, изменении себя. В то же время сейчас существует множество тренингов личностного роста, психологических консультаций, где занимаются, по сути, тем же: избавлением от всего негативного, изменением человека в лучшую сторону. Скажите, пожалуйста, если я хочу стать лучше, но при этом предпочту не исповедь в церкви, а психологические тренинги, — будет ли от этого польза?

Сергей

Отвечает психолог Михаил Хасьминский, руководитель православного Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семёновской, Москва

 

— Михаил Игоревич, перед нашим интервью я прочла это письмо своим подругам, двум 24-летним девуш­кам. Они сказали: «Интересный вопрос! Мы никогда не задумыва­лись, но исповедь и прием у психоло­га — это ведь по сути одно и то же?»

—Так считают не только ваши под­руги, не только автор этого письма, но и многие люди, как правило, не имеющие опыта духовной жизни и не видящие разницу между духовными и психоло­гическими проблемами. Только если абсолютно не вдаваться в суть, можно подумать, что это про одно и то же: ведь и психология, и духовная жизнь при­званы избавить нас от всего дурного.

Автору письма я ответил бы так: пре­жде всего Вам надо разобраться в том, что Вы сами понимаете под желани­ем «стать лучше». Просто вот так вот абстрактно быть «хорошим»: не хамить прохожему, который вас случайно тол­кнул, переводить бабушек через доро­гу, быть «хорошим» в глазах ваших коллег, жены, детей? Таким «хорошим человеком» Вы вполне можете стать, не ходя в церковь, а посещая психологи­ческие консультации и тренинги,— но здесь тоже много нюансов. Расскажу одну историю.

Как известно, в психологии есть очень разные школы и разные пси­хологи по-разному могут смотреть на одну и ту же ситуацию. Недавно я пытался сохранить одну семью, где трое маленьких детей, одна дочь тяже­ло больна. Их отец был на грани ухода, и мы с ним проговорили не одну кон­сультацию, я пытался его поддержать, объяснял последствия поспешных роковых шагов. А он сходил и к другому психологу, который сказал более при­ятные для него слова: «Ты должен жить в первую очередь ради себя». И тогда он со спокойной душой бросил свою семью. И никто не назовёт его здесь «подонком», «гадом»: он ведь посту­пил как честный человек, он не стал себя обманывать, принуждать, жить с нелюбимой женщиной — он всем сде­лал хорошо. И возможно, для него это было тем, что автор письма называет «стать лучше». А с точки зрения Церкви стать лучше — это пожертвовать иногда собственными эгоистичными интере­сами, приложить все усилия для того, чтобы брак не распался, чтобы все, что ты, как мужчина, глава семьи, создал, не превратилось в руины и чтобы твои дети на этих руинах не росли. Мне в подобных случаях важен глубокий подход к проблеме, состояние живых душ людей, а не поддержка эгоистиче­ской позиции: «Делайте как вам хочет­ся, бегите скорей туда, где вам лучше».

Многие не понимают, что исповедь - это таинство Покаяния человека перед Богом, на котором священник является лишь свидетелем. Исповедь — не диалог, как иногда мы считаем, это монолог кающегося человека.

Это небольшое отступление, но надеюсь, я доступно объяснил, что разные психологи могут с разной степенью глубины рассматривать один и тот же вопрос. А из вопроса читателя я не очень понимаю, насколько его эта глубина интересует.

— Объясните, пожалуйста, в чём эта разница между походом к священнику и к психологу заключается? Не для всех она очевидна.

— В каких случаях человеку может помочь психолог? Например, когда у него есть — в разной степени — невротические проявления, депрессия, когда есть проблемы в семейных отношениях: появилась беспочвенная ревность, мысли о разводе, или когда трудно справиться с ребенком-подростком; когда есть суицидальные наклонности, когда не получа­ется справиться со смертью близкого человека — и так далее.

К примеру, если у вас есть иррациональный страх смерти, то я, как психолог, могу помочь вам от него избавиться, поняв причины, которые могут тянуть­ся из какой-нибудь детской травмы и так далее. А вот если ваш страх экзистенциальный, если вы задаетесь важнейшими смысловыми вопросами о том, заканчивается ли все для человека земной жизнью, или есть жизнь вечная, если они не дают вам покоя, то это вопросы, которые в компетенцию психолога не входят. Здесь может помочь только духовная практика: с точки зрения православного человека — вера во Христа, покаяние и духовная жизнь.

 

То, что исповедь и приём у психолога - одно и то же, считают люди, как правило, не имеющие опыта духовной жизни и не видящие разницу между духовными и психологическими проблемами.

Миссия психолога — помочь человеку разрешить проблемы здесь, на земле. А вот миссия Церкви и священника — открыть человеку Небо. Это не зна­чит, что их миссии — параллельны. Ведь разреше­ние проблем на земле невозможно без понимания того, куда должен вести земной путь человека, без полагания смысла, который и высвечивает эти про­блемы. Также и вопрос об открытии человеку Неба тесно связан с тем, в каком «земном» состоянии этот человек находится, от чего болит его душа.

Всякий ли человек после длительных походов к психологу становится счастливым, гармоничным, созидательным? Не думаю. А вот человек, который ведет глубокую духовную жизнь, — и я это неодно­кратно видел своими глазами, — обязательно стано­вится счастливым. Потому что он обретает полно­ту этой жизни, а для христианина она заключается в Боге. И даже неудивительно, что у многих людей, которые пришли в Церковь, психологические про­блемы сразу или со временем отпадают сами по себе.

— А Ваши пациенты никогда не приходили к Вам с отрицательным опытом исповеди?

— Если говорить про наиболее распространен­ную историю, то ко мне нередко приходят люди, которые говорят: мы уже отчаялись, сто раз ходили на исповедь, каялись в своих грехах, а потом снова то же самое начинали совершать. Какой смысл в исповеди, если не можешь себя исправить? И дей­ствительно, если мы посмотрим на свою испо­ведь,— мы из раза в раз каемся в одном и том же.

В такой ситуации я задаю человеку вопрос: «А зачем вы регулярно стираете свою одежду, если она все равно опять станет грязная?» — «Ну как же, чтоб хотя бы какое-то время она была чистая!» Я гово­рю: «И с исповедью то же самое. Мы должны хотя бы на какое-то время “отстирать” себя от грязи, мы должны ощутить состояние чистоты и попытать­ся задержать его в своей душе как можно дольше. Сразу полностью очиститься получается не у всех. Но мы должны стремиться к этой абсолютной чистоте — хотя это, разумеется, очень длительный процесс, для которого нам дана вся жизнь».

— Но разве на всевозможных тренингах лич­ностного роста не та же самая «стирка» проис­ходит?

— Сравнивать исповедь и тренинги — то же самое, что сравнивать серьёзную энциклопедиче­скую книгу и комиксы. Да, тяжело читать сложную литературу, но она даёт базовые знания, а комик­сы не дают ничего, кроме наслаждения, пока ты их рассматриваешь. А вот литература не всегда дает наслаждение — зато потом мы получаем огром­ное удовольствие от того, что получили знания и можем применять их в жизни.

Я ни в коем случае не выступаю против психоло­гических тренингов. Я и сам провожу их, например, на семейную тему — и считаю, что неплохо ино­гда для профилактики деструктивных отношений в семье подобные тренинги посещать. Сама форма занятия интересная: это и лекции, и тесты, и взаи­модействие со слушателями, ответы на их вопросы. Но тренинги нужно выбирать очень внимательно.

Если вы считаете себя православным христиани­ном, то принципиально важно, чтобы содержание тренинга не шло вразрез с вашим мировоззрени­ем. Если на тренинге учат идти по головам, чтобы добиваться своей цели, если надувают мыльный шар гордыни, тысячу раз надо подумать, прежде чем идти туда.

Я всегда призываю тщательно выбирать, к како­му психологу или на какой психологический тре­нинг пойти. Ежегодно на психологические факуль­теты поступают сотни, если не тысячи, студентов. Но увы, хороших психологов сегодня катастрофи­чески не хватает.

— Каков итог? Нужно найти опытного пасты­ря, который поможет нам решать и духовные, и психологические вопросы?

— Нет. В идеале грузить батюшку своими пси­хологическими вопросами не нужно. Если они вас беспокоят, то лучше найти хорошего психолога, который поможет разобраться в них с точки зрения православной антропологии. А с духовными про­блемами нужно идти к духовнику. Здорово, если он будет понимать и ваше психологическое состояние, но это вовсе не обязательное условие.

Беседовала Дарья Теленкова

Иллюстрации Марии Сосниной