Пятьдесят лет назад сергиевопосадское (тогда загорское) медучилище (а теперь колледж) выпустило своих первых специалистов. Диплом под номером один получила медсестра Лидия Константиновна Матвеева  —  в ту пору Бугреева.

Сменились названия городов и заведений, другие фамилии у девушек. Только вот профессия медсестры по-прежнему нужна: какие бы новые удивительные препараты ни появлялись, как бы радикально ни менялись отношения между государством и пациентом, простые слово и помощь не потеряли в цене.

Её диплом красного цвета, но началом головокружительной карьеры документ с отличием не стал: Лидия Константиновна проработала в больнице на Нижнёвке, в детском саду, вышла на пенсию, сейчас живёт в Реммаше. Делает поделки из бумаги, которые дарит знакомым. Увлечение, где нужна тонкая кропотливая работа на кончиках пальцев, помогает справляться с заболеванием, из-за которого она почти полностью потеряла способность передвигаться самостоятельно. Медсестра в отставке освоила интернет и дважды в день созванивается с сыном Игорем. Он выпускник того же мед-училища, получил профессию врача, теперь учится в аспирантуре в Ярославле, при этом работает УЗИ-диагностом, организует балы, путешествует… О любимом сыне мама может говорить часами.

Медучилище стало восприниматься как первая ступенька к дальнейшему профессиональному образованию далеко не сразу. Из их выпуска-69, говорит Лидия Матвеева, почти никто не пошёл учиться дальше. Профессия медсестры осталась их основным призванием, и об этом выборе наша собеседница не жалеет.

Даже самые сложные моменты из практики не заставили её думать по-другому. Один такой случай она помнит до сих пор.

Поздний вечер. Медсестра обходит больных — тихо, чтобы не разбудить. И вдруг в больничной тишине слышит слабый голос: «Лида… Лидуша…» Зовёт пожилая женщина, у неё серьёзные проблемы с сердцем. В руках она держит полотенце — секунду назад хотела задушить себя. Говорит, устала мучиться и решила всех вспомнить перед смертью. Обо всех подумала: муж, говорит, новую найдёт. «А о тебе, Лида, не подумала. Как ты, молодая, после этого жить будешь?» Обе в слезах.

Или ещё пример. Раз за разом, составляя отчёт в конце месяца, Лидия стала подмечать, что неизбежно три пациента умирают. Как будто кто-то закладывает в статистику процент несчастных, и на следующий месяц всё повторится.

Никаких курсов, которые бы учили их, вчерашних школьниц, справляться со стрессами профессии, тогда не было. Да и о каких курсах говорить, если в тогдашнем училище не было не то что психолога, а нормального отопления. Здание согревалось так: машина скидывала у дверей дрова (позже появилась угольная котельная), а студентки подхватывали эти дрова и заносили внутрь — растапливали печку.

Большая часть их, абитуриенток шестидесятых, приезжали из деревень и посёлков. Лидия Матвеева жила тогда в Струнине, во Владимирской области. На перекличке в классе, когда каждый должен был отозваться на свою фамилию, часто можно было услышать просторечное: «Эвон я!»

В больнице её звали ССССССС — «самая строгая, сердитая, справедливая, струнинская старшая сестра». «Строгая струнинская» умела усмирять буйных лучше всех. Остывшим хулиганам так и говорили: «Ты не представляешь, к кому ты попал! Она и не таких успокаивала».

Есть в ней что-то такое, что позволяет жить, не слушая разговоры за спиной. Когда, ещё в советские времена, она воспитывала ребёнка, живя в гражданском браке, то старалась не думать, что говорят о ней в маленьком посёлке Реммаш. К счастью, репутация среди соседей была такой, что никому и в голову не приходило осудить медсестру. Наоборот, оказалось, что её выбор завести семью в таком возрасте все только поддерживают.

А что бы она сама сказала сегодняшним медсёстрам? Совет такой: если чувствуете, что эта работа вам не по душе, — то лучше даже и не поступайте. Выберите другую профессию, оставьте это место тем, кто идёт туда целенаправленно.

Училище сегодня

Пару лет назад систему медицинских училищ в Подмосковье переформатировали: из 20 учебных заведений сделали пять. Сергиевопосадское училище наравне с дмитровским стали филиалами областного медицинского колледжа № 4.

В случае с Сергиевым Посадом перемены, ожидалось, пойдут ещё дальше. Весной прошлого года руководители колледжа с уверенностью говорили, что филиал переезжает в Хотьково, а старое здание на Кооперативной улице называли аварийным. Но с того дня всё осталось без перемен: колледж на прежнем месте, ремонт в Хотькове не идёт, нет ясных перспектив переезда. Непонятно, кому отойдёт здание в центре города, если планы всё-таки осуществятся.

 

КОММЕНТАРИИ

Татьяна МАКАРОВА, директор сергиевопосадского филиала Московского областного медицинского колледжа:

— Сроки, когда колледж переедет в другое здание, не определены. Сейчас мы ждём финансирования, после которого можно будет говорить о датах более конкретно. В Сергиевом Посаде мы принимаем поступающих после 11 класса, специальности две: «Сестринское дело» и «Акушерское дело». В прошлом году мы набрали 20 студентов на очно-заочную форму по первой специальности, они учатся три раза в неделю. Желающих поступить много, средний балл составил 4,5 балла. В старом здании мы чувствуем себя комфортно, и единственное, что создаёт неудобство, — отсутствие буфета.

Нонна РОЖЕНКО, директор Сергиево-Посадского медицинского училища с 1994 по 2016 год:

— Училище — любовь всей моей жизни. Помню, в каком жутком состоянии было оно в восьмидесятые: как отапливалось углём, помню затопленный подвал, как мы мыли старые окна — аккуратно, чтобы никто из них не выпал. Мы развивались, делали ремонт, проводили центральное отопление. Создали учебные базы в ЦРБ, в госпитале на Ферме. Со временем у нас появилась своя театральная студия — единственная среди медучилищ области, свои газета и команда КВН. Мы всегда участвовали в жизни города как волонтёры, ещё до того, как это движение набрало обороты по всей стране, — например, на тренировках МЧС, где показывали навыки первой помощи. Наши ребята помогали в городских шествиях. Сегодня в классах новая мебель, установлены мультимедийные приставки, современные пособия и муляжи. По учебным пособиям наших преподавателей работает вся Россия. Люди идут в эту профессию, зная, что не заработают больших денег, но они чувствуют, что это благородное занятие, и это их привлекает.

Владимир Крючев

Фото Сергея Семенькова