В предновогодней суете это, наверное, самый востребованный вид услуг. Догадались? Речь пойдёт о такси. Вези меня, «зеленоглазое», на корпоратив, к ёлочке или в магазин за шампанским… Со стороны кажется, что праздники для таксистов — Клондайк. Я тоже решила отправиться за «лёгким рублём» и освоить новую профессию, а заодно проверить, как отнесутся пассажиры к женщине-водителю.

Телефон «Города дорог», где меня согласились взять на работу, уже в 8 утра буквально раскалился от звонков. Утро в такси — горячая пора, народ спешит на электрички, опаздывает на работу, отвозит детей в школы и детские сады. В обед настаёт долгожданное затишье, которое нарушается часов в пять, когда пассажиропоток устремляется в обратном направлении. Час пик обычно длится до часу ночи — времени прихода последней электрички. В среднем за сутки здесь принимают до 600 заказов.

Во всём «Яндекс» виноват?

О тонкостях таксистской кухни директор «Города дорог» Артём Озин может рассказывать часами. На рынке его компания уже более 10 лет. По местным меркам фирма не очень большая. В лучшие времена их парк насчитывал до 80 машин. Сейчас в компании всего 20 служебных и порядка 30 частных автомобилей. Полтора года назад на рынок услуг в Сергиев Посад пришёл агрегатор «Яндекс. Такси» и подобрал под себя многих извозчиков. «Город дорог» пока чудом уцелел, но Артём уверен — отсрочка лишь дело времени.

«Помимо нас, из местных в районе работают «Зеленоглазое такси», «Пятёрочка», «Стандарт», «Городское» и «Скоростное». Остальные присоединились к «Яндекс. Такси», которое захватило рынок путём демпинговых цен, установив проезд по городу всего 60 рублей. Народ, конечно, радовался, а у нас заказы резко упали. Теперь «Яндекс» переманивает к себе водителей, предлагая сотрудникам новые иномарки, машины выше классом, ниже арендную плату. Но мало кто понимает, что когда местные компании загнутся — а я рассчитываю, что это произойдёт где-то к весне, — дешёвого проезда по городу не будет. Такую картину можно наблюдать в Королёве, где стоимость «Яндекс. Такси» по городу около 200 рублей», — считает Артём.

Цвет извозчиков белый

Есть два способа работать в такси — на служебной машине или на своей. Последний — выгоднее, так как не нужно платить за аренду авто. Но оказалось, что не со всякой машиной пускают в таксовый ряд.

Прежде чем наклеить шашечки на борта, нужно соблюсти оговоренные в законе условия: автомобиль российского производства — не старше 5 лет, иномарка — 7 лет. Отдельная напасть — цвет такси, в Подмосковье официально он белый. Значит, любую машину другого цвета надо закатывать в белую плёнку. Владельцу это обойдётся минимум в 12 тысяч руб. Плюс 3 тысячи на маркировку — наклейку жёлтой и серой полос, шашечного пояса и информации о фирме. Только после этого подаются документы на получение лицензии.

К расходам добавятся — переоформление в ГИБДД, техосмотр минимум на полгода (по закону такси должно проходить ТО два раза в год) и ОСАГО с обязательным страхованием пассажиров.

Ставить эксперименты на своей машине я не стала, согласилась на «невыгодную» служебную «Шевроле».

О режиме и пагубных привычках

Абы кого за руль такси не сажают. Стаж водителя по закону должен составлять не менее 5 лет, иначе — штраф до 100 тысяч рублей.

Есть ограничения и по режиму работы. В день разрешено таксовать не более 12 часов с обязательным двухчасовым перерывом. Правило соблюдается чётко. Например, в «Яндекс. Такси», когда человек отработал положенное время, программа его просто выбрасывает из системы, заказов больше не даёт. В «Городе дорог» за режимом следят диспетчеры.

«Под парами» за руль тоже никого не пропустят: перед сменой водителей осматривают медики. С любителями выпить и наркоманами в компании борются нещадно. При любом подозрении вызывают врача и инспектора ГИБДД. По этой же причине во многих службах такси охотно берут на работу женщин, они более дисциплинированы и менее подвержены пагубным привычкам. У Артёма на сегодня занимаются развозом три барышни.

И опыт, сын ошибок трудных…

Перед заказом пришлось срочно ехать в банк снимать наличные — совсем забыла, что людям придётся давать сдачу. Правда, воспользоваться этими деньгами так и не пришлось. «Город дорог» работает без таксометров, цена по городу составляет 100 рублей и все пассажиры предусмотрительно подготовили купюры.

Первый заказ — молодой человек попросил отвезти его с Северного на Московское шоссе. Домчать с ветерком не получилось: как назло, перед носом загорались красные светофоры и поток задерживала дорожная техника. Ехали чуть ли не полчаса!

Второй заказ — везу молодую маму с малышом с Клементьевки на ул. 1-й Ударной Армии. Ещё один мой прокол, забыла посмотреть, есть ли в машине автокресло. По закону детей до 7 лет без специальных устройств перевозить запрещено, штраф довольно внушительный — 3000 рублей.

Моей третьей пассажиркой оказалась женщина, которая в нелёгкие периоды жизни регулярно подрабатывает водителем. Выходить в рейс она начала с 16 лет, потом по семейным обстоятельствам из Тверской области переехала в Московскую, на последние деньги сняла квартиру… Здесь её тоже выручает такси. Правда, как постоянную профессию извоз она не рассматривает: заработок нестабильный, работа нервная.

Следующей пассажиркой оказалась учительница одной из сергиевопосадских школ. «Сегодня вот писали с ребятами пробный диктант, надеюсь, все хорошо справились», — поделилась она.

К чести своих пассажиров хочу отметить их доброжелательность, за что всем огромное спасибо.

Пресловутый человеческий фактор

Артём помнит много разных историй. Однажды зимней ночью к нему в салон, пока он замешкался, загрузили вусмерть пьяную девушку, бросили в окно 200 рублей и убежали. Что тут делать? Диспетчер только сообщил, что заказ был на Вакцину. Пришлось порыться в куртке, найти сотовый и позвонить её маме. Родители в час ночи прибежали, вытащили ребёнка и унесли.

Бывают и обратные случаи. Например, один таксист предлагал симпатичным попутчицам расплачиваться не деньгами, а интимными услугами. «Казанову» быстро поставили на место: попросили прислать его по одному адресу и по-мужски разобрались.

Совсем уж страшный случай произошёл восемь лет назад в Краснозаводске: таксист убил пассажира за 50 рублей, которых тому не хватало для оплаты проезда.

К счастью, такие потрясения пассажиры испытывают нечасто. Самое большее, что нас ожидает, — это повышение стоимости услуг такси в Новый год: рост цен начнётся с 15 часов 31 декабря, уже с 20 часов по городу придётся заплатить двойную стоимость — 200 рублей, с 1 января цены опустятся до 150 рублей.

По словам бывалых, в обычные дни средний заработок таксиста за смену составляет около 3000 рублей. Из этой суммы надо вычесть 750 рублей за аренду авто, примерно столько же уйдёт на бензин. Получается, что чистыми в кармане таксиста осядет около 1500 руб. Лёгкой и прибыльной работу таксиста я не назову, но у каждого есть шанс проявить себя и дорасти до профессионала.

 

По городу таксовала

Оксана Перевозникова

Фото Александра Гирлина