Высокие ворота в старинной кирпичной стене. Дорога через парк. И куда ни пойди — нескончаемые поручни вдоль стен. Так каждый год для десятков юношей и девушек начинается новая жизнь.
Это Сергиево-Посадский социально-экономический техникум — уникальное в области учебное заведение, о котором в родном городе слышали гораздо меньше, чем за его пределами.
Адрес «улица Гефсиманские пруды, 1» давно известен многим семьям, где есть человек с инвалидностью. В Черниговском скиту, в монашеской обители, после войны открыли профшколу-интернат для инвалидов, которая позже стала учебным заведением. Почти у всех обучающихся серьёзные нарушения здоровья: от ДЦП до психических расстройств или тяжёлых форм артрита. Большинство диагнозов в обычном вузе или колледже сделали ли бы их существование невыносимым.
Мы побывали в техникуме накануне двух дат. Во вторник здесь прошёл подмосковный этап всероссийского конкурса «Абилимпикс» — олимпиады профессионального мастерства для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. А через месяц мир отметит День инвалида. Каждый год ООН выбирает новую актуальную тему: в 1998 году акцент сделали на доступности культуры и искусства; в 2007-м говорили, как важно обеспечить инвалидов достойной работой. Девиз 2018-го — «Расширение возможностей инвалидов и обеспечение инклюзивности и равенства».
И слово «инвалид», и сочетание «лица с ОВЗ» — формулировки не идеальные, но, забегая вперёд, скажем: сами инвалиды против них не возражают. С условием, что они употребляются корректно. Как? Мы попытались узнать.
Начать заново
В техникуме на Каляевке, так называется район, граничащий с лесом, учат не только новой профессии, но и новому взгляду на жизнь.
Многие из нынешних студентов до поступления не знали, как это — одеваться красиво. Девушки не пользовались косметикой. Парни не выходили из дома. За всю жизнь многие не приготовили ни одного блюда. Проведя 15-20 лет на домашнем воспитании, они не научились общаться.
Первые два месяца за первокурсниками здесь наблюдают особенно внимательно, а потом составляют рекомендации: отдельно для группы, отдельно для каждого. С этого момента специалисты, в том числе и психологи, не выпускают своих подопечных из поля зрения: развивают моторику, актёрские навыки. И конечно, дают знания и профессию.
Заместитель директора техникума Николай Краев приводит пример: одному воспитаннику было за сорок, когда он поступил учиться после психоневрологического диспансера. Побывал на одном из Дней открытых дверей в техникуме и захотел остаться, благо врачи не возражали. Через несколько лет получил специальность и вернулся обратно в ПНД.
Задумаешься, а был ли смысл в образовании, если человек не смог выйти с ним в жизнь? Конечно был, ни на минуту не сомневается Николай Краев: образование в первую очередь развивает личность.
Снова забегая вперёд, скажем, что жизнь в обществе складывается примерно у трети выпускников: они находят работу, создают семьи. Кажется, не так уж и много, но если представить, в каком состоянии они были до поступления, то 30 % выглядят не такой уж скромной цифрой.
В классах
Библиотекарь Елена Николаевна показала, какие книги пользуются спросом: не считая учебников — исторические и военные. И неожиданно «Приключения Тома Сойера». В прошлом году пошла волна: один взял почитать, другой, а потом увлечение захлестнуло целые группы.
Первое впечатление из классов: инвалидность уступает свободе и творчеству. Будущий архивариус слабослышащая Марьям после уроков монтирует чудесные видео-аниме, и что замечательно — её поддерживают преподаватели. Швея Юля на примере из жизни иллюстрирует фразеологизм «не вешай нос», и её рассказ — это почти театральное представление. Обувщик Егор рассчитывает миллиметры в заплатке на ботинок. Шансы найти работу у Егора неплохие: на рынке много самоучек, профессионалов не хватает, в то же время спрос на услуги растёт — обувь становится дороже и качественней.
О том, где мы, чаще напоминают только детали: иногда замечаешь костыли в углу, или в меню столовой интерната видишь четыре приёма пищи вместо привычных двух, как в других учебных заведениях, где студенты после обеда уходят домой. А тяжёлая боксёрская груша в тренажёрном зале символично соседствует с лёгким настольным хоккеем как утверждение: силу характера способен развить каждый, неважно, сколько сил физических есть его руках.
Владимир Крючев
Фото Сергея Борисова
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Директор СПСЭТ Валерий Панасенко
о предстоящем переезде техникума:
Есть соглашение между Московской областью и РПЦ о том, что здания будут освобождены до конца 2018 года. Техникум должен переехать в пяти-этажное здание рядом с хотьковским монастырём, и это второй вариант, принятый за основной, — перед этим рассматривалось строительство нового здания на Зубачёвском поле. Помещения в Хотькове всё это время пустовали, текла крыша, и сейчас там идёт ремонт. Я обращался только с одной огромной просьбой к руководству и РПЦ — провести переезд, не прерывая учебный год. Например, в мае это не создало бы такой стресс для учеников.
СПРАВКА
КТО УЧИТСЯ В ТЕХНИКУМЕ
У большинства воспитанников есть семьи (с обоими родителями или неполные) или опекуны. Учатся также ребята из детских домов и психоневрологических интернатов. Заявки приходят со всего Подмосковья, возраст — от 15 до 40 лет и старше. Основные проблемы — с опорно-двигательным аппаратом.
НА КОГО
Направления: экономика и бухучёт, сетевое и системное администрирование, документационное обеспечение управления и архивоведение, социальная работа, обработка цифровой информации. Выпускники коррекционных школ могут освоить профессию швеи и обувщика.
ЧТО ПОСЛЕ
Выпускников СПСЭТ можно встретить и в малом бизнесе, и на крупных предприятиях. Из недавних примеров: швея-выпускница работает в «Пиро-Росс», обувщик — на фабрике ортопедической обуви в Раменском, архивариус — в строительной фирме в Дмитрове. Хорошим показателем считается, если 30 % выпускников-инвалидов находят работу. «Напрямую от нас это не зависит, но показывает, как мы сотрудничаем с работодателями, вузами и Центром занятости. Техникум этой норме соответствует», — говорит замдиректора Николай Краев.
КАК СКАЗАТЬ И НЕ ОБИДЕТЬ
Ещё недавно слово «инвалид» не считалось обидным, но времена изменились, и всё чаще теперь можно услышать длинное «человек с инвалидностью». В СПСЭТ разъяснили: «инвалид» — это статус, который даёт право на группу инвалидности. Слово исчезает из обихода, но в юридических и медицинских документах по-прежнему используется. Ещё одна формулировка — лица с ограниченными возможностями здоровья. Они могут не иметь группу инвалидности. Обижает ли людей, когда их называют «инвалидами»? Мнение собеседников: нет. Обижает другое — некорректное прозвище, подчёркивающее заболевание.
НАПОСЛЕДОК
Трагедия в керченском колледже заставила заново посмотреть на вещи, которые казались привычными. Можно ли, создав возможности для самореализации, увлекая подростков тем, что им по-настоящему интересно, навсегда погасить желание разрушать?
Наверное, если бы это было так, то человечество давным-давно избавилось от проблем, которые, увы, повторяются.
Единственное, что можно сказать наверняка, — работать с молодёжью необходимо в любом случае, и это стопроцентно снизит риск беды. То, что мы увидели в сергиевопосадском колледже, могут взять на вооружение все учебные заведения, и неважно, какого они профиля: интересы и ожидания от жизни у всех ребят одинаковы.