На седьмом Московском международном форуме «Открытые инновации» глава Сбербанка Герман Греф заявил: «И не нужны нам математические школы. По-моему, это пережиток прошлого. Я категорический противник математических школ, потому что математические школы — это там, где отбирают людей и пичкают их одним монопредметом. Так было в Советском Союзе, и мне кажется, что это не очень хороший опыт». Герман Греф уверен, что в будущем востребованными станут многопрофильные работники. Если ты, например, умеешь только вкручивать болтик, завтра этого будет недостаточно. На твоё место придёт машина, а ты останешься на обочине трудовой занятости.

На громкое заявление со стороны главы кредитной организации откликнулась министр просвещения Ольга Васильева, которая уверена: математические центры должны оставаться, так как фундаментальная математика является основополагающей наукой.

«У нас есть указ о стратегии развития нашей страны, майский указ, у нас сейчас грандиозные планы о создании 15 математических центров», — приводит цитату Васильевой «РИА Новости».

Газета «Вперёд», в свою очередь, обратилась к учащимся и преподавателям Физико-математического лицея Сергиева Посада, чтобы узнать, что думают они по этому поводу.

Елена ШАТКОВА, учитель физики:

— Чтобы не быть голословными, приведём выводы, сделанные агентством RAEX (РАЭКС-Аналитика) по результатам ежегодного исследования, посвящённого поступлению школьников в лучшие вузы России:  «Как и рейтинг по конкурентоспособности выпускников, данное исследование зафиксировало высокий уровень востребованности школ физико-математического или естественно-научного уклона: более половины мест в первой тридцатке заняли учреждения подобного профиля».

Моё личное мнение, что упразднение профильных лицеев, будь то естественно-научной или гуманитарной направленности, является нарушением прав тех детей, которые заинтересованы в получении именно такого специального образования. Современные наукоёмкие технологии во всех отраслях народного хозяйства требуют грамотных высокообразованных, умных специалистов. Конечно, не каждый одарённый ребёнок становится выдающимся взрослым. Но обучение с ранних лет в профильных лицеях даёт возможность талантливым детям реализовать свои возможности. Сколько имён олимпийских чемпионов вы можете назвать, которые добились своего успеха, посещая уроки физкультуры в средней школе?

Татьяна МРАЧКОВСКАЯ, учитель математики:

— Каждый человек волен иметь своё мнение и высказывать его. В нашей воле — соглашаться с этим мнением или нет.

Трудно не согласиться с господином Грефом в желании того, чтобы школа готовила людей всех дарований и талантов. Но ведь задача всестороннего развития личности — это одна из задач, которая ставилась именно в советской школе, в том числе и математической школе (или классах). И никогда в этих школах не замыкались на изучении только одного предмета. Можно привести примеры физико-математических учебных заведений, в которых успешно работали  и по сей день существуют собственные театральные студии, постоянно организуются походы в театры и т. д.

Если говорить о нашем лицее, то наши ребята в свое время с удовольствием занимались в кружке художественного слова, организованного нашим первым директором В. Г. Суховым в самом начале работы. У нас всегда были, есть и, думаю, будут поездки в театры, планетарий, музеи и т. д. В лицее постоянно проходят встречи с интересными людьми различных специальностей. Постоянно действует мобильная художественная выставка. Наши лицеисты занимаются краеведением, и их проекты отмечены дипломами победителей различных конкурсов; танцуют в хореографических коллективах нашего района; выступают на сценах с концертами классической музыки, авторской песни. И всё это проходит вместе с серьёзными занятиями по физике, математике, информатике.

Среди выпускников нашего лицея не только те, кто связал свою жизнь с точными науками. Есть врачи, юристы, актеры, социологи и т. д. Нет, мы никогда не замыкались сами и не замыкали наших детей «в узких рамках предмета» и никогда не ставили перед собой цель — воспитать человека, умеющего нажимать кнопки.

Любой искусственный интеллект требует совершенствования. Наша цель — растить и воспитывать тех, кто этим будет заниматься. Но не каждому по силам серьёзно изучать такие предметы, как математика, физика, информатика, а поэтому профильные школы — это очень актуально, а математики и программисты всегда будут востребованы.

Василиса МОРОЗОВА, ученица 11 класса:

— Я хотела бы опровергнуть заявление президента Сбербанка Германа Грефа об узкоспециализированности физико-математических школ. Во-первых, Герман Греф абсолютно точно выразился: «математические школы — это там, где отбирают людей». В физматлицеи отбирают самых умных и самых талантливых из самых способных и самых трудолюбивых ребят, любящих точные науки.

Во-вторых, именно поступив в физматлицей, я заинтересовалась обществознанием, химией и литературой, так как в таких математических школах подбирают увлечённых своей работой учителей, умеющих интересно подать информацию о своём предмете. Поэтому, окончив наш физико–математического лицей, ребята поступают не только в технические вузы, но и на любые другие направления, будь то гуманитарные или естественные науки, начинают заниматься творчеством. Логический склад ума, развитый в физматлицее, поможет добиться успеха в любой сфере жизни.

Александра КАЛМЫКОВА, ученица 11 класса:

— Герман Греф считает, что в будущем будут востребованы многопрофильные специалисты, поэтому не стоит «зацикливаться» на развитии таких профессий, как математик или программист. Но разве можно назвать математику как науку узкой специализацией? Заслуженный советский деятель науки А. Д. Александров так писал о математике: ‘’Она полезна тем, что она трудна. Её абстрактные строгие рассуждения требуют больших и длительных умственных усилий, требуют не столько памяти, сколько понимания и соображения». Да, с развитием технологий человеку необязательно быстро и безошибочно выполнять механические действия, но математические задачи, именно задачи, а не упражнения, требуют умения мыслить творчески в поисках подхода к решению. Трудно представить какую-либо область без использования в ней математических методов.

Ольга МАКАРОВА, директор лицея:

— Прежде всего надо сказать о педагогах физико–математического лицея, для которых работа — это служение, призвание! Это очень умные, талантливые люди, проявляющие себя в разных областях, неоднократные победители профессиональных конкурсов. Именно такие учителя способны обучать и воспитывать творческую конкурентоспособную личность учёного, инженера, врача и просто хорошего человека. Главное, что в лицее царит атмосфера сотворчества. Наши обучающиеся прекрасно играют на гитаре, аккордеоне, балалайке, пианино, увлекаются фотографией, театром, литературой, хореографией, занимаются разными видами спорта, участвуют в исследовательской деятельности, творческих конкурсах, виртуозно решают задачи различной сложности, ставят спектакли. Ребята — активные участники благотворительных акций, у них доброе, отзывчивое сердце, а не «узконаправленное» отношение к жизни. Частыми гостями лицея являются художники, кандидаты технических и биологический наук, преподаватели высших учебных заведений МГУ, МФТИ.

Господин Греф забыл о роли физики и математики в медицине, строительстве, производственной деятельности, в инженерном деле, искусстве и вообще в жизни человека. Фундаментом профессиональных знаний многих профессий является химия, физика, математика, прикладная механика. Именно физика и математика, непрерывно расширяя и многократно умножая возможности человека, обеспечивают его продвижение по пути технического прогресса, вносят существенный вклад в развитие духовного облика человека, формируют его мировоззрение, учат ориентироваться в шкале культурных ценностей.

 

Семён Семёнов

Фото Сергея Борисова, Дамира Шавалеева