В Дмитрове завершился фестиваль «Братина» — профессиональный конкурс, в котором участвуют российские и международные телекомпаниикак правило, региональные. До 2007 года фестиваль проходил в Сергиевом Посаде, но последние 10 лет путешествует по городам Подмосковья. Как и прежде, «Братину» организует и проводит сергиевопосадская фирма «Тонус».

 

В эти дни «Тонус» вёл теле­-дневник фестиваля, транслировал заседания жюри в прямом эфире, а кроме того, организовал в Сергиевом Посаде несколько встреч с членами жюри.

Одну из них провёл Михаил Марфин — личность на отечественном ТВ легендарная. Кандидат наук, подающий надежды молодой учёный­-химик, в 80­е он начал играть в КВН. И завертелось: стал игроком, ведущим, больше десяти лет работал редактором Высшей лиги КВН, за кадром определяя во многом, какой будет самая успешная юмористическая передача раннего российского ТВ. Вёл семейную викторину «Счастливый случай». Написал 500 сценариев развлекательных передач, сценарии к восьми сериалами и фильмам. Автор книг о юморе на экране. Сейчас продюсер телеканала КВН­ТВ. Сыновьям 35 и 12 лет. Слово «творчество» произносит с противнейшей гримасой — говорит, что не любит пафоса, с этим словом связанного.

Встреча прошла в Доме творчества «Истоки». Гость просил задавать вопросы, и ответ на каждый превращался в долгий интересный монолог. «Я предупреждал, я парень болтливый», — говорил подтянутый бодрый человек, которому только что исполнилось 60.

Что посоветовать начинающим ведущим?

«Прежде всего не считать ведение телевизионной программы профессией. Профессия — это актёр, журналист, редактор, а ведущий просто эксплуатирует свои природные данные. Ведущий — это человек, интересный сам по себе, который умеет неплохо разговаривать и уметь действовать в предлагаемых обстоятельствах, — и это в общем-­то всё. Но чтобы научиться хорошо говорить, нужно много читать. Быть образованным, умным, интересным. Нужно быть личностью. Но быть личностью — это не профессия».

Есть ли смысл развивать региональный КВН при таком обильном видеоконтенте вокруг?

«Я знаю ответ на этот вопрос — да, есть! Потому что КВН ценен именно междусобойностью, вот этой вот местной актуальностью. Чем это более локальное явление, тем оно более ценно. Раньше считалось, что счастье для города, если у него есть монастырь. Потому что там есть какой­-то монах, который молится за горожан. Точно так же команда КВН, которая смеётся над горожанами, — она создаёт нужный моральный климат. А то что эта команда может куда­-то там в Москву поехать и выиграть и её покажут по телевидению, — это нужно не телевидению, это нужно её родному городу».

Где взять вдохновение

«На это есть замечательные слова Аркадия Яковлевича Инина. Он говорил: знаете, когда кончаются деньги, сразу же появляются новые идеи. Это правда — профессионализм заключается в том, чтобы поставить вдохновение на службу обществу. Ты обязан уметь его вызывать. Оно обязано приходить. Да, иногда пишется лучше, иногда хуже, но этот процесс идёт всё время. Творчество — это выражение себя, и с возрастом, с опытом появляется внутренний редактор, позволяющий оценить, нужно ли кому­-то то, что ты делаешь. Для этого же существует класс продюсеров, которые сами не всегда пишут, но они угадывают, что нужно. И дают команду автору — Вася, иди сюда, пиши про это. И Вася идёт и пишет».

Отдых

«До 30 лет я вообще не отдыхал. Мне хватало ночи, чтобы поспать, да и то не каждую. Потом усталость начинала накапливаться, я стал чувствовать, что мне нужны выходные. Но даже до сих пор я отдыхаю два дня, ну три. А потом надо что-­то делать! Я беру компьютер и на пляже начинаю что­-то делать».

Критерии юмора

«Есть критерии, будет шутка смешной или нет. Их всего три — глубина парадокса, актуальность и новизна. Но в то же время всё относительно, нет абсолютной оценки — абсолютно смешной шутки для всех».

Шутки ниже пояса

«Сквернословие — это очень сильная лексика, сильный метод воздействия. Но если всё время с силой бить кулаком по одному и тому же месту, то со временем человек перестанет чувствовать боль. Удар перестанет воздействовать. Да, эта тема не может быть исключена из нашей жизни, проблемы секса волнуют всё человечество, и из всех трёх критериев, о которых я говорил, это самая актуальная тема. Ведь что такое пошлость? Это не всегда скабрезность. В словаре Даля есть только одна трактовка пошлости — банальность. Что бы вы ни сказали по этому поводу — это, скорее всего, где-­то уже прозвучало. Первыми на эту тему прошлись Адам и Ева, и с тех пор люди продолжают шутить о том же самом. Этого юмора стало очень много, и поэтому всё это выглядит пошло, банально. Но если вы вдруг придумаете новую шутку на эту тему, уверяю — это будет самая смешная шутка».

 

Владимир Крючев

Фото Сергея Борисова

 

Победители фестиваля «Братина-2018»

Братина, широкая русская чаша, служит символом фестиваля с первых его дней. Призовые чаши, которым награждали победителей, сделал сергиевопосадский скульптор Сергей Серёжин.

Гран-при получила телекомпания «Поиск» из Клина за документальный фильм «Клинопись». Первые места в номинациях распределены так:

Номинация «Моя Россия» — ТВ «Угреша», город Дзержинский, за фильм «Птица свободного полёта»

Номинация «Репортаж» — «Истоки РЕН ТВ», г. Орёл, сюжет «Не прячьте ваши денежки»

Номинация «Лучший зарубежный телефильм, телепрограмма» — «Хэйлунцзянское телерадиовещание», г. Харбин, КНР, фильм «Родина навсегда»

Номинация «Рекламный ролик» — «Видное­-ТВ», социальная реклама «Читать всегда модно»

Номинация «Спортивное Подмосковье» — ТВ «Ивантеевка­24», репортаж «Любовь сильнее»

Номинация «Новая сила» — ТВ «Ивантеевка­24», репортаж «Ликвидировать без потерь. Будни элитного подразделения»

Номинация «Телерепортаж с колёс» — ТК «Фобос», г. Струнино, «Про учителя»

Номинация «Объектив» — Чэнь Ян, г. Пекин, КНР, фильм «Великие пастбища»

Номинация «Нелинейка» — Ольга Гимадиева, «Независимое телевидение Севастополя», сюжет «Мост и Мостик»

Номинация «Вы в эфире» — Мария Стёпина, г. Ступино

• Номинация «Гаврилыч» (памяти главного редактора «Тонуса» А. Новикова, вице-­президента «Братины») — Александр Тимошенко, ТК «Кварц», г. Подольск.