Велосипедисты всё ещё лишь приживаются в российском дорожном потоке. Несмотря на экологичность и маленькие шаги навстречу велолюбителям со стороны властей, своё место двухколёсные найти так и не могут.

Ходить на двух можно, а вот ехать

Ведут себя, правда, некоторые велосипедисты на тротуарах уже как хозяева. С распространением этого транспорта пешеходы стали воспринимать велосипедистов в первую очередь как новую угрозу — трудно иначе смотреть на летящий в тебя на скорости 35 километров в час металлический снаряд. В связи с этим многие начинают задавать вопрос: подходящее ли тротуар место для двухколёсника?

ПДД отвечает вроде однозначно — нет. Согласно 24 разделу правил дорожного движения, велосипедист может проехать по пешеходным владениям лишь в нескольких случаях: если «отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине», а также если водителю за педалями меньше 14 или он перевозит ребёнка до 7 лет.

Вот только есть «но»: слово «возможность» в законе трактуют по­разному и ничто не мешает велосипедисту сказать, например, что его велосипед не развивает скорость 30­40 километров, в связи с чем двигаться вместе с машинами ему небезопасно — другими словами, возможности нет.

Правила каменных джунглей

Почему же велолюбители массово нарушают ПДД? В общем-то, по той же причине, по которой их начинают не любить пешеходы — страх, что тебя сшибут на проезжей части. Велодорожек в Сергиевом Посаде и окрестностях немного. Ехать по обочине дороги просто страшно: культура «совместного проезжания» в нашей стране не сформировалась и автомобильные аварии с участием двухколёсника не редкость. Виноваты обе стороны. Велосипедисты ездят по встречной полосе и не имеют фар или фонарей в тёмное время суток, но самое распространённое нарушение — езда по пешеходным переходам, где водитель обязан спешиваться.

Мотивировать соблюдать ПДД финансово велисипедистов не спешат — максимальный штраф для них — 1500 рублей, а права для управления двухколёсным транспортным средством иногда грозятся ввести, но это на уровне «милоновских инициатив». Автомобилисты не остаются в долгу, тоже нарушая или не замечая двухколёсный транспорт, хотя и стоит отметить, что «велик» и тут в ущемлённом положении: по ПДД машина обязана уступать дорогу только пешеходу.

Встреча на перекрёстке

Тем не менее велосипедисты никуда не исчезнут. Значит, нужно придумывать какие-то пути решения. О них мы спросили «титульных представителей» дорожных кланов.

Глеб ПАНКЕЕВ, создатель клуба «ВелоПосад»:

«Решение проблемы в пропаганде этикета между всеми участниками движения. Этим же, ну, кроме нашего клуба, никто в городе не занимается. Велосипедисты, если едут по тротуару, должны, подъезжая сзади к человеку, снижать скорость и подавать сигнал. В свою очередь тогда и пешеходы перестанут бояться и дёргаться в разные стороны при приближении велосипедиста. А пока я и сам вздрагиваю, если иду пешком и слышу, как кто-то сзади едет. Велодорожки, кстати, совсем не панацея. Опять таки, проблема в воспитании: пешеходы всё равно будут по ним ходить, а велосипеды разгоняться на них максимально — можно же! — проблема в итоге не решится».

Алексей РОГОЗИН, создатель автомобильного сообщества «ВКонтакте» «Подслушано у водителей. Сергиев Посад»:

«Я сам не боюсь сшибить кого-то: большинство велосипедистов у нас адекватные. Тех, что едут по обочине, как-то особо не объезжаю. Правда, попадаются и такие, что чуть ли не посередине дороги едут. Больше всего проблем именно на пешеходных переходах, когда велосипед выезжает на переход, очень тяжело среагировать вовремя. Насколько я помню, они должны спешиваться, но почти никто этого не делает. Думаю, что решение проблемы в элементарном соблюдении уже существующих правил ПДД. Они для того и существуют».

Иннокентий Майоров

Фото Сергея Борисова