Музыка может не только доставлять человеку удовольствие, но и, при необходимости, оказывать существенный терапевтический эффект, уверена Александра Каширская, заместитель директора по учебной части, преподаватель по фортепиано, концертмейстер и арт-педагог детской музыкальной школы № 1 в Сергиевом Посаде. Курс арт-терапии, который с прошлого года введён в этом учебном заведении, призван помочь человеку найти выход из внутреннего напряжения и семейных конфликтов, потому что творчество — единственный инструмент, который может это скорректировать и смягчить.
— Сколько лет в музыкальной школе преподаётся арт-терапия?
— Как программа в нашей школе она существует с прошлого года. В этом году мы планируем сделать второй набор слушателей. Но как направление оно очень древнее, с незапамятных времён люди занимались творчеством. Терапевтический эффект арттерапии впервые в 1938 году выявил английский художник Адриан Хилл. (Прим. авт. — Художник лечился от туберкулеза в санатории и, скучая, начал рисовать на бумаге, что, к удивлению врачей, способствовало его скорому выздоровлению. Позже Хилл стал работать арт-педагогом с больными в госпиталях и убедился в лечебной эффективности творчества.)
— Что значит термин арт-терапия?
— Если понятнее выразиться, арт-терапия — это, прежде всего, разворачивание себя к себе лицом. Арт — переводится как искусство, терапия — забота (как один из вариантов мне такое слово больше нравится). Не нужно путать с терапевтом, который даёт рецепт и говорит: «Делай так, и всё будет замечательно». Арт-терапевт не даёт вам решения, а за счёт творческих техник вы сами находите выход. Причём происходит всё очень мягко, к тебе не лезут в душу со скальпелем, чтобы надрезать больной нарыв, а направляют, чтобы всё вышло естественным путём. Если человек нашёл решение проблемы сам, это очень правильно, это даёт незаменимый опыт и возможность двигаться дальше.
Россия — удивительная страна. Мы все в детстве чем-то занимались — кто-то рисовал, кто-то танцевал, кто-то учился играть на музыкальных инструментах. Но в определённый момент человеку сказали: «Ты понимаешь, что великим художником или музыкантом ты вряд ли будешь, а обеспечивать семью надо». Если у женщин при этом есть хоть какой-то люфт, можно стать дизайнером, начать вязать или шить, то у мужчин практически нет выхода всему тому творческому, что в него вкладывали изначально. Все перечёркивается утверждением — ты мужик, ты должен содержать семью.
— Кому показана арт-терапия?
— Всем. В большинстве своём мы замкнуты на своей работе, на выживании, следим, чтобы ребёнок был накормлен, устроен, склонны переводить заботу в материальный аспект, забывая о том, что сами страдали от недостатка внимания. Нам не хватало рядом родного человека, который просто подойдёт, обнимет и скажет: «Всё нормально, проблемы — это ерунда». Арт-терапия не только для детей с какими-то отклонениями. Внутренние конфликты, которые мешают становлению, есть и у гиперактивных, неконтактных и даже одарённых детей с дисгармоничным типом развития, которые несут свою одарённость не как свет, а как крест.
Но стоит отметить, что в рамках школы каждый преподаватель сталкивается не только с детьми. Ребёнок — это отражение собственной семьи. Не зря говорят, что дети учатся тому, что видят у себя в дому. Зачастую все проблемы из-за того, что мы не слышим друг друга. Задача арт-терапии — наладить диалог между членами семьи.
— Занятия проводятся при музыкальной школе, значит ли это, что используется музыкальная направленность?
— Больше, конечно, да. Музыкальная терапия хороша тем, что у неё есть два спектра — пассивный и активный. От пассивного слушания до активного участия. И тут совсем необязательно уметь играть на каком-либо инструменте. Музыка окружает нас с детства. Начать хотя бы с того, что мы рождаемся с криком, вокруг нас масса звуков, чтото шумит, гремит, шуршит, мама нам поёт колыбельную, на семейных торжествах звучат застольные песни. К сожалению, эта культура сейчас уходит. Я часто сталкиваюсь с тем, что дети не знают, по какому поводу поётся колыбельная, взрослые просто не поют, заняты или стесняются. Но ребёнку не важно, какой у вас голос, а важно, что вы в этот момент находитесь рядом, идёт общение. В этом плане очень правильное утверждение, что каждый день нужно сесть с ребёнком, обнять его и послушать вместе музыку Моцарта. Это важнее, чем любая подаренная игрушка. Из моего детства мне больше всего запомнилось, как бабушка вечером пела мне кубанские песни. И это внутри осталось, как момент, который греет и к которому всегда возвращаешься.
— Слушателям курса не стоит бояться, что вы их сразу усадите за рояль?
— Конечно, нет. Начинается всё с малого — шуршащих, гремящих, звенящих предметов, в ход идёт всё — ложки, ксилофон, флейту можно попробовать. К любому произведённому творческому продукту надо крайне бережно относиться. Для человека это шаг, а для взрослого — даже вдвойне. Ребёнок, когда творит, он наслаждается процессом и результат его интересует постольку поскольку. Взрослым, привыкшим к оценке результата, надо научиться получать удовольствие от процесса.
Занятия строятся по определённому принципу: сначала мы даём человеку информацию, а потом выбиваем из обучающей системы. Например, предлагаем достать из сумочки ключи или любой шуршащий, звенящий предмет. Люди недоумевают, зачем? Ты на уроке, доставай! Начинаются вопросы — а это подойдёт? Понимаете, мы всё время склонны к оценочной деятельности, надо, чтобы нам сказали: «Молодец, хорошо, садись, «пять»! И когда ты прошёл по этому лабиринту, тебя одобрили, тут начинаются вопросы, анализирование: кто я в этом мире? И начинаются внутренние страхи. А это очень опасно, учитывая то, что они могут перейти в панические атаки, соматические синдромы и в итоге выльются в конфликты в семье.
— А если кто-то из взрослых захочет профессионально освоить инструмент?
— Бывает и такое. Меня очень радует, когда люди в возрасте проявляют желание освоить инструмент. У нас есть взрослое отделение, пожалуйста, занимайтесь. Единственное, заметила, с таким стыдом приходят люди, они считают, что делают что-то совершенно ужасное. Приходил взрослый мужчина, видно, что чем-то серьёзным занимается, но такой какой-то побитый, измученный: «Я всю ночь не спал, для меня такой шок прийти в школу, но я всю жизнь мечтал играть на баяне». Да, слава богу, что вы пришли, это не трагедия, это счастье!
Порой я вижу, как много людей благородного возраста поют в хоре. Я смотрю на них и надеюсь, что у меня тоже будет такая счастливая взрослая жизнь, когда я смогу себе позволить петь, играть на ложках, танцевать. Мы этого почему-то стесняемся, боимся, хотя есть огромное желание. Посмотрите, когда 9 мая на площади собирается народ, как все дружно поют военные песни. Поразительное ощущение, что люди колоссально соскучились по такой массовой культуре, им не хватает этого творчества.
— Как вы сами считаете, кому интересен ваш курс?
— Прежде всего, любопытным людям, склонным к самоанализу. К сожалению, в прошлом году группа долго не продержалась, и я знаю почему. Когда люди дошли до определённой точки в самообразовании, пошли более глубинные запросы, с которыми они не готовы встретиться. Я думаю, что в этом году будут более подготовленные слушатели, которым эти знания необходимы профессионально.
— В Сергиевом Посаде вы единственная школа, где практикуют арт-терапию?
— Да. В России я знаю только три точки, где профессионально занимаются этой темой, — в Москве при институте клинической психологии, в Санкт-Петербурге — сказкотерапия и в Новосибирске. Я мечтаю, чтобы, помимо наших замечательных дач, люди могли воплощать себя и в разных видах творчества, потому что абсолютно уверена, что русские мужчины и женщины обладают колоссальной креативностью. Так что мы вас ждём. Вся информация о курсе есть на сайте детской музыкальной школы № 1 Сергиева Посада. Для тех, кто ещё не решился или кому просто любопытно, можно прийти и просто поговорить, нужно вам это или нет.
Беседовала Оксана Перевозникова
Фото Сергея Борисова