Этим некрасовским вопросом я задавалась, когда планировала очередное путешествие — на этот раз в сельское поселение Селковское. Напомню, что в прошлых выпусках рубрики «Отдыхаем на районе» мы уже рассказывали, что посмотреть и где отдохнуть в Пересвете, Хотькове и Лозе. Поездка в Селково, казалось бы, не сулила неожиданностей и инсайдов, однако удивила не только шикарной природой, но и уникальными людьми.

Итак, в этом выпуске вы узнаете: какая птица в Селковском самая важная; где с дороги целебной водицы испить; на что можно решиться из-за лошади; кто угощает картошкой на топлёном молоке в деревне Плотихино; что Пришвин и Ленин делали в Калошине и Заболотье; в чём секрет пирожков в Федорцове и как бюджетно отдохнуть в Ваулине?

 

Что мы знаем о Селковском поселении? Только то, что территория поселения граничит с Тверской, Ярославской и Владимирской областями, здесь находятся самые ягодные и грибные места, а также охотничьи угодья. Состоит оно практически сплошь из деревень — Боблово да Ваулино, Веригино да Власово, Запольское с Калошиным, Малинки да Мардарьево, да Македонка тож… — всего 47 населённых пунктов, где по данным последней переписи проживает чуть более 3700 человек.

В разное время, с XIV по XIX века, этими землями владели московские великие и удельные князья, царская и императорская фамилии, различные вотчинники и помещики, несколько монастырей, причты Московского Успенского собора и местных приходских церквей. Самым крупным землевладельцем была Троице-Сергиева лавра, вторым по величине — графиня Салтыкова, которой принадлежали сёла Заболотье и Мергусово с 15 деревнями. Небольшие земельные наделы в поселении также имели императрица Елизавета Петровна и генерал-лейтенант обер-гофмаршал Семён Кириллович Нарышкин.

Но всё это дела дано минувших дней. Сегодня главным достоянием селковцев является природа с богатейшими флорой и фауной. Более половины площади поселения занимают земли Гослесфонда, на территории которого находятся многочисленные природные объекты, имеющие научную, ботаническую и водоохранную значимость: Большое и Малое Туголянские озёра, Дубненский бобровый охотничий заказник, Переходное болото и другие.

В местных лесах обитают лоси, кабаны, лисы, волки, бобры, поговаривают, что даже медведи из соседних волостей захаживают. Из птиц — а дичи водится тут немало — утки, журавли, глухари. Однако сельчане выбрали для себя одну — тетерева, который красуется на местном гербе. Под лапками птицы расположены веточки клюквы, символизирующие особую значимость природы для сельчан.

***

Достопримечательностей в Селкове не так уж и много, зато все они интересные, потому что знают о них преимущественно только местные жители. Первым таким местом стал благоустроенный безымянный родник, где, по слухам, целебная вода. Найти источник сложновато: не доезжая до Селкова метров пятьсот, нужно повернуть направо на просёлочную тропу, которая ведёт к ближайшему лесу. В сухую погоду на машине можно доехать до перегораживающих путь бетонных блоков, но лучше, конечно, прогуляться пешком, чтобы насладиться запахами разнотравья и густым букетом ароматов леса. Тропинка выводит к трём столбикам, украшенным куполами, от которых по ступенькам легко спуститься к ключу. Для удобства набора воды тут оставлены кружки и ковши, и толпы народа, как у источника в Зубцове, нет, что нас очень порадовало.

От ключа лучше всего направиться в соседнюю деревню Мергусово на осмотр Сергиевского храма, которому в этом году исполнилось 200 лет. Согласно исторической справке, первый деревянный храм в Мергусове был построен в 1745 году на средства графа Владимира Сергеевича Салтыкова и освящён во имя преподобного Сергия Радонежского.

В 1818 году на пожертвования прихожан и местной помещицы Анны Сергеевны Салтыковой выстроили ныне существующий каменный Сергиевский храм с приделами во имя мученицы Анны и святителя Николая Чудотворца. В конце XIX века на колокольне висели восемь колоколов, самый большой весил более трёх тонн.

В советский период церковь была закрыта и разграблена, верующим святыню вернули лишь в 1995 году. Стараниями прихожан храм удалось восстановить, активные реставрационные работы ведутся в нём и сейчас.

***

К сожалению, интересных музеев в Селковском не оказалось, зато нам посоветовали заглянуть в соседнюю деревню Петрушино к семье Курлёвых, где расположился небольшой контактный зоопарк. Помимо гнедой лошади Прайды, в частном хозяйстве есть молодые козочки, пара баранов, пять собак и бессчётное количество кошек.

Этот двор с покосившейся столетней избушкой и парой сараев реальным зоопарком, конечно, не является. Просто хозяева выбрали для себя деревенский образ жизни, который их очень устраивает. Распознать дом можно по брошенной у калитки машине, борта которой украшены причудливой аэрографией. Оказалось, что хозяин дома Виктор по специальности художник. В свободное от основной работы время он занимается росписью машин. Приверженец стиля индастриал, он никогда бы не решился на деревенскую рутину, но его жена-амазонка настояла на покупке лошади, с которой в квартире никак не разместиться. Пришлось Курлёвым срочно подыскивать участок с домиком. Подходящий вариант подвернулся в Петрушине.

«Мы здесь уже год. Как могли, утеплили избушку, провели электричество, интернет. Комфортными условия, конечно, не назовёшь, но жить можно», — рассказал Виктор. Зато у жены теперь есть возможность ежедневно гарцевать на Прайде. Лошадка оказалась без норова, и позволяет катать на себе всех желающих за смешную цену, тем самым зарабатывая себе на корм. В содержании она не сильно затратная, признаются хозяева. То ли дело алабай и немецкая овчарка, траты на которых куда больше. Алабай, хоть ещё и щенок, но вымахал уже со здорового пса, к тому же, оказался большим прохвостом — таскает у соседей кур. Однако лучшего защитника для своего дружного зверинца хозяева бы вряд ли нашли.

***

О Владимире Фролове — жителе деревни Плотихино, расположенной в 17 километрах от Селкова, — молва идёт не только в нашем районе, но и за его пределами. Прославился он и как организатор деревенского пожарного участка, и как родоначальник местного агротуризма.

С проектом «Организации пожарной защиты удалённых деревень» он даже заявился на премию губернатора Подмосковья и получил её. Благодаря его пожарному пункту уже удалось спасти две деревни. Однако для туристов больший интерес представляет его экспозиция крестьянского быта XIX-XX веков — косилки, плуги, сеялки, безмены, жернова. Все предметы в ней в рабочем состоянии, то есть в плуг и сейчас реально запрячь лошадь и пройти делянку.

«В 1933 году денег за работу не давали, а были трудодни. Чтобы один трудодень заработать, надо было вспахать 32 сотки земли. У кого дача есть, знают, как шесть соток обрабатывать. А если перевести в километры, получается, что за лошадью надо было пройти 16 километров, чтобы получить одну палочку, на которую максимум могли дать шесть килограммов зерна», — рассказал Владимир Фролов.

Самый большой экспонат в его коллекции — крестьянская изба, родовой дом самого Фролова, за который его предки отрабатывали барщину. В своём интерактивном музее Фролов особенно любит принимать детей. Приезжают к нему целыми классами. Он рассказывает им, как устроена его пожарная станция, учит разжигать и тушить костёр, показывает свой дом и всю утварь, катает на телеге, а потом угощает картошкой, приготовленной на топлёном молоке в русской печи, и чаем с мёдом. Плату с таких экскурсантов Владимир не берёт, ему главное, чтобы у ребятни было представление о деревенской жизни.

Фролов признаётся, что агротуризмом он занялся поневоле — работы особой в деревне не было, а ездить на заработки в Москву не хотелось, вот и пришлось применять смекалку. Производство пилет (древесный гранулят, который используется в качестве твёрдого топлива для котлов и печей), восстановление лесов, народно-прикладное творчество — вот то немногое, чем сегодня здесь можно заняться. Он бы с радостью и дальше развивал сельский туризм, но сетует, что законов для этого в России нет. «Это направление перспективное, но только если  развивать его в комплексе. А один в поле не воин», — рассуждает Фролов.

***

Для перекуса в Селковском поселении мы выбрали самое бойкое место, а именно пирожковую в деревне Федорцово. Хлебные изделия местных пекарей и домашние пирожки от бабушек славятся на всю округу. Так уж исторически сложилось, что именно в Федорцове проходит рубеж «цивилизации», где путник может достойно перекусить перед дальней дорогой. Все известные мне рыбаки, отправляясь на Волгу, непременно заскакивают в эту деревню, чтобы закупить свежего хлеба и пирогов. Да и на обратном пути перекусить тут бывает не лишним.

 

Попробовать кулинарию от бабушек я так и не решилась, тем более что в здании «Пекарни №  1» были столики, где можно поесть стоя. Выбор выпечки тут очень большой. После долгих раздумий, остановилась на чебуреке за 50 рублей, ватрушке с творогом за 40 рублей и газировке «Тархун» за 34 рубля. Признаться, от чебурека ожидала большего, а вот ватрушка была воздушная, просто таяла во рту. Всего за обед заплатила 124 рубля, как говорится, дёшево и сытно.

***

Кстати, деревню Федорцово часто связывают с именем Михаила Пришвина. Оказывается, писатель неоднократно бывал в этих краях, любил прогуливаться по местным лесам и полям, встречался с людьми. Семья Михаила Пришвина жила в съёмном доме в деревне Переславичи, натаскивали собак и охотились, а потом на страницах журналов и в отдельных изданиях появлялись очерки и охотничьи рассказы, такие как «Сочинитель», «Одинокий журавль», «Реки цветов», «Ребята и утята», «Терентий» и другие.

Младший сын Пришвина  Пётр имел в Федорцове свой дом, куда до сих пор приезжают потомки писателя. «Федорцово, дом 55» — в течение многих лет на этот адрес к нему приходили письма из разных городов России и других стран от исследователей и поклонников творчества его отца. Умер Пётр Михайлович 30 ноября 1987 года в деревне Федорцово, где и был похоронен на местном кладбище в деревне Калошино, с которой связано ещё одно легендарное имя — Владимира Ленина.

Как и все, вождь мирового пролетариата приезжал в Калошино уток пострелять. Мы специально заехали в деревню, но, к сожалению, сарай, в котором вождь останавливался на ночлег у бывалого охотника Ивана Зайцева, не сохранился. Построенный в 1970 году на его месте музей сейчас разорён. Часть экспонатов была вывезена в краеведческий музей Сергиева Посада, часть утеряна. Долгое время в музее работала Анастомоз Яковлевна Гашина, которая на протяжении многих лет встречала многочисленных гостей (существовала традиция принимать в пионеры школьников в музее), поддерживала порядок, уют и тепло в доме. Сейчас она переехала к родственникам. Всё, что мы знаем о пребывании Ленина в Калошине, было собрано и бережно записано тем же Михаилом Пришвиным в рассказе «Ленин на охоте».

***

Как мы и ожидали, отелей и гостиниц в Селковском фактически нет. Единственное охотохозяйство «Заболотское» оказалось переполнено, так как начался сезон охоты на уток. Но, поскольку лето нас балует тёплыми деньками, мы предусмотрительно захватили с собой палатку.

Наше бюджетное жилище решили расположить на берегу Ваулинской плотины. Место, волшебное по красоте, оказалось облюбовано не только нами. На благоустроенном, отсыпанном песком берегу был просто аншлаг. Противоположный берег тоже не пустовал, так что составило большого труда найти четыре метра для стоянки. Народ наезжает сюда с машинами, располагаются по-хозяйски, врубая динамики магнитол на полную мощность. Людей не смущает и свалка, которую они же сами создали в ближайших кустах (на днях силами местных властей её ликвидировали).

Если закрыть глаза на эти неудобства, то на Ваулинской плотине можно прекрасно отдохнуть, поплавать и порыбачить. Бюджетный ужин (сосиски, помидоры, хлеб, банка шпрот, чай) нам обошёлся в 525 рублей.

 

Подготовила Оксана Перевозникова

Фото Сергея Борисова

 

Калькуляция отдыха

Музей агротуризма — бесплатно

Обед в «Пекарне №  1» — 124 руб.

Ночёвка в палатке — бесплатно

Ужин-пикник на природе — 525 руб.

Итого: 649 руб.