Знал ли Фёдор Шаляпин, что простые жители села Гагино, где в XIX веке он венчался с балериной Иолой Торнаги, сто лет спустя придумают в честь певца праздник и уговорят выступить без гонорара солистов Большого театра?

Что бы он подумал, увидев, как в XX веке историческую церковь превратят в склад ядохимикатов, разворуют по кирпичам, чтобы затем всем миром собирать деньги на её восстановление?

Мог ли он представить, как министр культуры РФ уже в веке двадцать первом, открывая очередной шаляпинский фестиваль у той самой восстановленной церкви, призовёт сделать это место модным? Вот уж повороты истории!

Но всё случилось именно так. В прошлые выходные село Гагино, что в нескольких километрах от Бужанинова, приняло очередной музыкальный фестиваль, и на этот раз его ждали большие перемены.

В 2018 году у праздника сменился организатор — теперь это Российский национальный музей музыки, крупнейшее федеральное учреждение такого профиля. Завершена масштабная реставрация Казанской церкви, продолжавшаяся пять лет. Министр культуры РФ Владимир Мединский отметил на открытии, что деньги на реконструкцию поступали как из бюджета Московской области, так и от меценатов.

Его коллега, министр культуры Московской области Оксана Косарева, считает, что обновлённый фестиваль в Гагине имеет все шансы стать международным, не говоря уже о том, чтобы претендовать на всероссийский размах — это, похоже, программа-­минимум.

Разнообразили в этом году и концертную программу — к солистам Большого театра и их менее именитым, но не менее увлечённым коллегам из глубинки присоединился оркестр солистов «Русские узоры». За этим именем скрывается уникальный коллектив, который, помимо традиционных, использует уникальные и забытые народные музыкальные инструменты с диковинными именами вроды кулисы, брёлки, колотушки или бунчуки… Ярким моментом стало соло на топорах, где солистка ударяла молотками по подвешенным металлическим лезвиям, точно подобранным по нотам в гамме.

Для фестиваля, который начинался со скромных деревенских посиделок, всё это несомненный рост хотя бы в техническом плане: на поляне установили высокую, профессиональную сцену, обеспечили ясный звук, чего порой не хватало раньше. Заметно, что и рекламная кампания сработала: зрителей было много, а для их удобства между станцией «Бужаниново» и селом Гагино пустили бесплатный автобус. Дорогу до села, хотя бы на участке до соседней деревни Гальнево, тоже обновили.

С поддержкой тяжёлой артиллерии в виде Национального музея музыки и министров культуры федерального и регионального рангов, осуществить все планы технически будет несложно. Гораздо сложнее и важнее сохранить дух, с которого начинался этот народный, самодельный фестиваль, появившийся потому, что не мог не появиться на деревенской земле, где никогда особых денег и не водилось, но любовь к музыке не умирала даже в самые тяжёлые времена.

 

Владимир Крючев

Фото Сергея Борисова, Анастасии Покатун

 

КОММЕНТАРИИ

Виктор Ульянов, один из основателей фестиваля, коренной житель села Гагино:

— Когда мы начинали, никто не верил, что у нас что-­то получится. Мы в селе всегда любили петь песни Шаляпина — ведь он нам совсем не чужой был. Мой дедушка дружил с родом Любатович, это круг Шаляпина. Вот сюда, к церкви, где мы стоим, в 1965 году приезжала его дочь Татьяна. Вся в расстроенных чувствах, плакала, спрашивала нас, что делать будем, как восстанавливать всё это. И мы как могли её успокаивали. А начинали мы этот праздник, не думая, что он станет таким большим. Просто хотели, чтобы люди помнили Шаляпина и его песни.

 

Михаил Токарев, глава Сергиево­-Посадского района:

— Несколько лет назад мы и представить не могли, что будет восстановлен храм. Приятно, что министр Владимир Мединский лично следил за проектом. Спасибо губернатору Андрею Воробьёву за поддержку, без которой мы не справились бы так быстро и качественно. Призываю всех жителей и гостей района с радостью окунуться в историю нашего государства, восхититься его духовными и культурными традициями.

 

Владимир Мединский, министр культуры РФ:

— Мы хотим, чтобы это место возродилось и было столь же популярно, как сто с лишним лет назад. Оно тесно связано с русской культурой, поскольку в Подмосковье была усадьба Саввы Мамонтова, который вместе с художником Коровиным был свидетелем на свадьбе Фёдора Шаляпина, проводившего в Гагине много времени.