Ещё недавно эта девичья фраза могла вызвать одно лишь сочувствие — жить придётся впроголодь с вечно уставшим заморенным мужиком в мазуте. Сегодня профессия, из которой вышел пусть не самый удачный, но президент СССР, переживает второй ренессанс. Гладиаторы полей «вписались» в рыночную экономику, заняв в ней далеко не паскудное место, какое им прочили молодые реформаты 90-х.
Работая в поле, олигархом не станешь, но если повезёт с агрохолдингом, ноги таскать будешь и зубы на полку не положишь.
— 60 тысяч в страду зарабатываешь? — спросил наш корреспондент у одного из местных механизаторов. — Даже побольше! — усмехнулся труженик полей из СПК «Кузьминский», не назвав точной цифры.
Конечно, это не значит, что и зимой добродушный пахарь может рассчитывать на такой же оклад, но в целом миф о полной бесперспективности этого амплуа развеян. Хотя сразу оговоримся — не полностью. Российская действительность сурова. Работодатель работодателю рознь, кто-то и обманывает, вынуждая подписывать «серый» контракт. Поэтому бард-гармонист, воспевающий комбайнёров, получающих за месяц тыщи три, не кривил душой.
Сегодня средняя зарплата водителя «зерновых монстров» — 38750 рублей. Работают, как правило, вахтовым методом. От тех, кто приходит «на постоянку», требуются навыки управления абсолютно всей существующей техникой — от «Жигулей» шестой модели до танка Т-72Б. Зимой комбайнёры превращаются в механиков, трактористов, водителей легкового и грузового транспорта, электриков, плотников, маляров — специалистов широчайшего профиля. Оплачивается работа погектарно, реже — побункерно и потонно. Работают современные комбайнёры без помощников, обдуваясь кондиционерами.
Предложения на рынке труда пестрят разнообразием и не поддаются трезвой оценке. Одни совхозы готовы платить 25-40 тысяч — причём не только сибирские, но и вполне себе краснодарские.
Есть 35-50 тысяч, есть 60-80, есть 100 тысяч и дороже, которые скорее отпугнут, чем привлекут. Есть вакансии с огромным разбросом — от 20 до 120 тысяч. Первая цифра, видимо, касается зимних месяцев. В грудининском совхозе им. Ленина «механизатору-универсалу» предлагают 77 тысяч рублей. Но вакансий на том предприятии нет. В интернете можно встретить рассказы о комбайнёрах, заколачивающих по 200 тысяч рублей, но существуют ли они в природе — факт, наукой не доказанный.
Если до комбайна не дорос, а ограничился трактором «Беларусь» с прицепом и не шибко силён в работе с навесным оборудованием, — ничего жирного не обломится. 35 тысяч рублей — потолок при полной загрузке. Столько же реально «срубить» на бортовом КамАЗе. В особых случаях предлагают больше, но сорвать максимум, написанный в объявлении, как правило, не удаётся.
Механик агрохолдинга с опытом работы имеет полное моральное право просить за свои услуги 50 тысяч рублей.
Разнорабочие и грузчики на мешках с зерном принесут домой порядка 1000-1200 рублей за смену. В месяц выходит 15-25 тысяч рублей. Натуральная оплата имеет место, что, как правило, является вопиющим нарушением ТК.
Сергей Рунько