Александр Феоктистович и Татьяна Дмитриевна Ерёмины переехали в Сергиев Посад из Магаданской области в 2010 году. Александр Феоктистович, участник Великой Отечественной войны, награждён Орденом Славы III степени, а Татьяна Дмитриевна труженик тыла. Своими воспоминаниями о войне накануне Дня Победы ветераны поделились с нашей газетой.

 

Сам себя отправил на фронт

Когда началась война, Александру Феоктистовичу ещё не было 18 лет, он учился в ремесленном училище на токаря. Вместе с двумя товарищами решил попробовать пойти на фронт — не взяли. Через год, когда ребята стали совершеннолетними, пришла повестка из военкомата. Вместе с другом, молодого и кудрявого Александра увезли во Владимирскую область в город Костерево. Здесь в течение 6 месяцев он учился в учебно­танковом полку на наводчика самоходной установки. Курсы были ускоренные, после выпуска новобранцу присвоили звание сержанта и отправили в посёлок Правдинский Московской области, недалеко от железнодорожной станции «Правда». «А хотелось­то пойти на фронт…» — с улыбкой вспоминая о событиях 74­летней давности рассказывает Александр Феоктистович.

У новоиспечённого сержанта был хороший почерк, поэтому начальник штаба взял его к себе в помощь — составлять списки тех, кого отправляют на фронт. Шёл июнь 1944 года. «Однажды сижу, пишу список, попадается фамилия, похожая на мою, я и исправил её на Ерёмин», — улыбается ветеран. Конечно, начальник штаба «ошибку» заметил. «Что, сержант, повоевать захотелось?» — спросил он. Воевать нашему герою хотелось давно, начальник пошёл навстречу стремлению Родину защищать, только и сказал: «Ну, не пожалей». И отправил вещи собирать, да спешить на станцию. Там должен был подойти состав с самоходками, в одной из них как раз не хватало наводчика. Командиром самоходки был двадцатилетний Георгий Вартанов, он принял Александра к себе, и вместе они двинулись на фронт…

 

А фронт шёл в наступление

В составе Второго Украинского фронта Александр Феоктистович отправился в Румынию под город Яссы. Для него это было первое наступление, а для Советской Армии одна из важнейших и удачных операций — Ясско­Кишинёвская, она закончилась победой Красной Армии, полным разгромом противника и освобождением Молдавской ССР и части Украины.

В то утро Александру Феоктистовичу запомнилась зелёная трава с росой, которая не успела ещё сойти, и след от танка. Водитель не поехал по следу и взял левее, самоходка подорвалась на мине: «Я успел только 3­4 выстрела сделать и всё», — вспоминает тот бой ветеран. Весь экипаж самоходки остался жив и продолжил воевать.

В тылу оказалась вражеская группировка примерно в 300 тысяч. Её было поручено уничтожить. За эту операцию Александр Феоктистович получил свою первую боевую награду.

Местность, по воспоминаниям ветерана, была неровная, лесистая. Наши солдаты — в низине, а враги — на пригорке. Советские солдаты двинули в наступление, но вместо пехоты их встретили залпы пушек. Впереди идущий Т­34 сразу же загорелся. Второй залп неприятеля достал самоходку. «Не помню, как выбрался из машины. Нырнул в кукурузное поле. Две оставшиеся самоходки повернули назад. Я за ними. Мне подали руку и помогли взобраться. И все это на полном ходу», — словно кадры из старого кинофильма всплывают в памяти Александра Феоктистовича те страшные эпизоды войны.

 

«Сдаёмся добровольно…»

«Следуем в русский тыл» — с такой надписью на листе бумаги вышли фашисты после ночи тяжелейшего сражения. В ту ночь солдатам пришлось стрелять, ориентируясь по вспышкам залпов. Ударять и менять позицию, чтобы гитлеровцы не заметили. Потом три дня был перерыв, и бой продолжился снова.

Фронт переместился к городу Плоешти. Солдаты пошли через Карпаты. Под Сигишоарой немцы задержали продвижение Красной Армии. «Самоходку мы замаскировали в кукурузном поле. А немцы на самолётах летали. Отбомбят — и восвояси. Бомбардировщики видно было хорошо. Только они появятся — мы ныряли в машину. Один раз не успели в машину спрятаться, легли под неё, нас заметили и прямо на нас скинули металлический ящик, его называли «хлопушкой». Ранило всех четверых. Мне сильно задело бедро», — это был октябрь 1944 года, для Александра Феоктистовича боевые действия закончились.

 

Вернулся домой на костылях, но победителем

Пять месяцев раненый солдат пролежал в госпиталях, а затем вернулся домой в Кемерово на костылях со второй группой инвалидности. Токарем работать не смог, устроился диспетчером. Тем временем брат, который ушёл на войну со второго её дня, уехал в Магаданскую область. Братья списались, и Александр Феоктистович решил уехать вслед за ним. В поезде он встретил свою судьбу…

 

Судьбоносный поезд

Татьяна Дмитриевна в тот поезд села, чтобы уехать из Казахстана к родителям в Магаданскую область. Всю войну она, девчонка, с 13 лет работала в полях. Вспоминает, что к ним в дом подселили двух эвакуированных девушек из Ленинграда. Жили бедно, но дружно, всё лучшее отправляли на фронт. Позже Татьяна Дмитриевна выучилась на пчеловода. Познакомились будущие супруги в октябре 1951 года, а в марте 1952 поженились. В той дороге Александр Феоктистович нашёл не только свою судьбу, но и работу. Познакомился с начальником механического цеха, и ему как раз требовались люди.

В этом году исполнилось 66 лет, как супруги живут вместе. За эти годы у них родилось трое детей: старший сын и две дочери, появилось четверо внуков и уже пятеро правнуков. Правнучке Тае 4 года, вместе с родителями она приехала в отпуск из Магадана к прабабушке и прадедушке. С ними же она встретит очень важный и радостный для семьи праздник — День Победы.

 

Евгения Кинтушева

Фото Сергея Борисова

 

Благодаря сайту «Память народа» сын Александра Феоктистовича нашёл его сослуживца и командира Георгия Вартанова, оказалось что он погиб в 1945 году в Вене.