Газета «Вперёд» продолжает публикацию коротких очерков историка и краеведа Константина Филимонова, посвящённых истории Сергиева Посада.

Реформы Петра I затронули поначалу лишь высшие слои русского обществабритьё бороды, западная одежда, курение табака, кофе, иностранные языки, балы и маскарады. В то же время жизнь приходских церковнослужителей и тем более простого народа особых изменений не претерпела и шла своим чередом. Лишь время от времени размеренное течение повседневности оживляли приезды высочайших особ, освящение церквей и иных зданий, другие общезначимые события.

 

В первых числах июня 1730 года, на праздник обретения мощей Преподобного Сергия, Троице-­Сергиев монастырь посетила только что вступившая на российский престол императрица Анна Иоанновна, дочь царя Иоанна Алексеевича, сводного брата Петра I. Несмотря на «заморское» воспитание, она унаследовала от родителей набожность, почтение к Православной Церкви и благоволение к Троицкой обители Преподобного Сергия. В июне 1730 года императрица «молилася в дому живоначальныя Троицы и пожаловала властем и братии на разделение в милостыню денег тысящу рублев…»

Приезд новой императрицы с её многочисленной свитой и охраной, конечно же, внёс разнообразие в жизнь обитателей Троицких слобод, дал множество поводов для обсуждения высоких гостей, их пышных нарядов и украшений. Современники, кстати говоря, отмечали небывалую роскошь двора этой государыни. Впрочем, в некотором роде приезд императорской особы можно сравнить с нашествием неприятеля: часть придворной свиты и охраны, не помещаясь в монастыре, занимала дома обывателей; монастырские служители призывались к услужению придворным. Простых слободчан обязали чинить дороги и мосты, поставлять лошадей для императорского обоза.

Два года спустя, в июне 1732 года, императрица вновь прибыла на богомолье в Троицу. Находясь в монастыре, она повелела строить каменную церковь «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия». Память преподобного Михея почиталась в обители пением молебнов, чтением тропаря и кондака. Благодаря Анне Иоанновне небольшая церковь над гробницей преподобного Михея была заложена в 1733 году и освящена в декабре следующего года.

Михеевская церковь — не единственное сооружение, возведённое в Троицкой обители и её слободах в царствование императрицы Анны. В 1730—1736 годах в приходе Служней слободы, населённой потомками монастырских слуг, защищавших обитель в Смуту и поселённых здесь, неподалёку от монастырских Святых врат, архимандритом Дионисием (Зобниновским) была возведена каменная церковь Рождества Христова.

Ход строительства этого каменного приходского храма, третьего по счёту и первого по величине и высоте после небольших старинных каменных Введенской и Пятницкой церквей, несомненно, занимал обывателей. Завершение же и освящение храма стало одним из важнейших событий в истории Троицких слобод XVIII века.

К числу значимых событий времени Анны Иоанновны назовём также подготовку к строительству в центре монастыря новой огромной колокольни. Подготовка началась с разборки так называемой «колокольницы», возведённой в начале XVII века при Троицком архимандрите преподобном Дионисии. Колокольница эта называлась «большой», но в действительности едва превышала высоту Духовской церкви, к которой была пристроена.

В марте 1738 года императрица «изволила указать, чтоб в том монастыре с колокольни колокола собрать и оную разбирать, и к тому разбору приставить нарочного человека, кого пристойно». Тем же указом кабинету министров предписывалось снять план с монастыря, необходимый для разработки проекта новой колокольни. К концу июля колокола сняли, а к концу августа старая ветхая колокольня была «разобрана вся без остатку».

Пока придворный архитектор И. Шумахер готовил проект Троицкой колокольни, Анна Иоанновна в январе 1739 года под­писала указ «о бытии Троице­-Сергиеву монастырю первосте­пен­ным» монастырём Российской империи. Отметим, что первенство Троицкой обители не оспаривалось вплоть до основания Петром I Алек­сандро­Невской лавры в Петербурге. Таким образом, указ 1739 года восстановил традиционный ста­тус Троице­-Сергиева монастыря.

Тем временем подоспел проект Троицкой колокольни. Не позднее июля 1740 года императрица лично «опробовать изволила» работу Шумахера и указала строить колокольню «по тем опробованным от ея императорского величества плану и фасаду». Подготовительные работы и уточнение места закладки здания потребовали времени. В результате вопреки высочайшему указу начало строительства колокольни отложили «за наступившим осенним временем». Между тем осень 1740 года оказалась последней в жизни императрицы Анны Иоанновны: 17 октября благоволившая Троицкой обители дочь и наследница царя Иоанна Алексеевича скончалась.

 

Константин Филимонов