5 апреля в Московской областной Думе состоялось совместное заседание Комитета по вопросам образования, культуры и туризма и Комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка, на котором были подняты вопросы повышения качества питания в образовательных учреждениях региона.

 

Причиной заседания стал инцидент в люберецкой кадетской школе, когда из­-за некачественного питания пострадали 57 учащихся. Причем это не единичный случай в нашей стране — примерно в это же время 40 человек отравились в Мурманской области, 24 ученика — в Свердловской области.

Уполномоченный по правам ребёнка в Московской области Ксения Мишонова рассказала на заседании, что её аппаратом с 22 января по 22 февраля был проведён мониторинг питания в школах. Всего было проверено 339 школ, причем 51 из них — в Сергиево­Посадском районе. Во всех осмотренных школах района было разработано двухнедельное меню, льготные категории учащихся обеспечиваются горячим питанием бесплатно. И более того, за последние три года не выявлены случая отравления. Сегодня 91 % школ Подмосковья обеспечены горячим питанием — для сравнения, раньше их было только 64 %.

Также в рамках мониторинга был проведён опрос мнения почти тысячи родителей об удовлетворённости школьным питанием. Мнения разделились практически поровну — 45 % полностью удовлетворённых качеством питания против 41 % не удовлетворённых. Сами школьники заявляли, что в столовой меню разнообразное, но блюда недостаточно вкусные. А больше всего дети предпочитают есть куриные котлеты, макароны, выпечку и борщ.

Таким образом, не во всех школах области питание удовлетворяет запросы учеников. Как отмечает член Комитета Мособлдумы по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Сергей Двойных, одной из причин низкого качества питания являются аукционные процедуры, когда победителем становится тот поставщик, который предложил за контракт самую низкую цену, что влияет на качество блюд и продуктов: «В результате складывается ситуация, когда подрядчик поставляет, например, творог по стоимости ниже себестоимости производства молока, которое должно пойти на производство этого творога. Это говорит о том, что творог будет заведомо содержать жиры растительного происхождения или при его приготовлении будет использовано сухое молоко, что не будет соответствовать требованиям здорового питания детей».

Кроме того, бывают случаи, когда победитель аукциона, не имея возможности выполнять контракт сам, привлекает к его исполнению субподрядчиков. Люберецкий случай показал, что непосредственно питанием в школе занималась организация, которая заключила контракт с организацией — победителем аукциона.

«Такая система не позволяет полностью контролировать качество продукции и привлекать к ответственности провинившихся. Наша же задача состоит в том, чтобы определить список требований, которые мы будем предъявлять поставщикам услуг, а также установить чёткие критерии, по которым будем выбирать победителей тендеров. Например, нужно учитывать — обладает ли будущий подрядчик необходимыми мощностями для исполнения контракта. Победителем конкурса сможет стать только та организация, которая способна обеспечить весь цикл услуги — от производства до подачи на стол. Кроме того, необходимо предусмотреть процедуру проверки качества и соответствия состава поставляемых продуктов и блюд», — добавил Сергей Двойных.

По мнению участников совместного заседания, выделяемых на питание в день средств — а это в среднем 240 рублей на человека в Московской области — может хватить на закупку продуктов, но их точно недостаточно на выпуск готовой продукции.

Повышение качества продуктов возможно через уход от аукционов, где буквально приходится экономить на детях. В Московской области уже проходят закупки по конкурсу с ограниченным участием, но они касаются только гарантированного питания. У муниципалитетов есть возможность обратиться к такой процедуре, но далеко не все муниципальные образования воспользовались такой возможностью. Для того чтобы конкурсная процедура стала популярной, её необходимо закрепить в законодательстве как единственно возможную для образовательных учреждений.

Однако одного конкурса может быть недостаточно. Чтобы убрать с рынка недобросовестных подрядчиков, также было предложено создать чёрный список таких поставщиков. Областным Роспотребнадзором подготавливается типовая форма технического задания для процедуры закупки, которое будет содержать типовое меню. Форма может быть готова уже к 1 сентября и направлена во все муниципалитеты, однако и её использование пока останется добровольным.

 

Соб. инф.