Круглосуточные точки продажи алкоголя не дают покоя жителям тех микрорайонов, где они расположены. Попытки предотвратить ночную продажу выпивки регулярно предпринимаются на государственном уровне. Правительство региона даже ввело «комендантские часы» для спиртосодержащего, запретив его покупку сначала с 11 до 21 часа, а затем расширив коридор с 8 до 23 часов.

 

Принесли ли пользу такие ограничения? По данным Росстата количество пациентов с диагнозом «алкоголизм» за пять лет, с 2011 по 2016 гг., снизилось больше чем на 40 тысяч человек. Смертность, согласно той же статистике, по причинам, напрямую связанным с алкогольным отравлением, упала больше, чем на пять тысяч человек в год.

Вселяет оптимизм? Не обольщайтесь. В стране по­прежнему много алкоголиков. Ежегодно на учёт наркологи ставят больше 50 тысяч человек. Реально же любителей «зелёного змия» в разы больше.

Хроники происшествий пестрят сообщениями о приключениях людей «под мухой». Вот и совсем недавно очередной любитель, выпив, «перепутал» дверь и окно в своей квартире на 9 этаже. И вышел вон.

Но «алкоточка» в микрорайоне это не только большой соблазн для людей, падких на напиток с высоким градусом, это, как правило, ещё и частые дебоши под боком у добропорядочных жильцов. В феврале местные алкоборцы отметили победу: закрыли один из «Хмельных капризов», который находился на Угличе. Владельцы этой сети, магазины которой щедро разбросаны по всему городу, несколько лет пользуются лазейками в законодательстве, объявляя себя не точками продажи, а пунк­тами общепита, где можно разливать по ночам.

Остались ли в Сергиевом Посаде точки продажи спиртного по ночам? Мы отправились в рейд. На часах 23.20.

 

Северный

Начинаем закупаться на Угличе. Круглосуточный магазин находим сразу, палатка между домами 10 и 8а по улице Глинки. Захожу внутрь и слышу обрывок «заказа» молодого человека передо мной: «… полторашку одну». Конечно, сразу же потираю руки, но к моему удивлению из окошка выглядывают сникерс и полуторалитровая бутылка газировки: тоже вредно, но легально.

Спрашиваю тёмное пиво, отказывают: «Всё, опоздали уже». Женщина остаётся непреклонной даже после нескольких минут уговоров. Что же, запоминаем этот случай как контрольный — пиво по закону по ночам продавать нельзя. Идём по улице Глинки, сворачиваем на улицу Дружбы и двигаемся в направлении Новоугличского шоссе. Другой вывески «24 часа» на глаза не попадается, исключая, конечно, два «Хмельных каприза» (по Дружбе, 8Б и 1Б), у которых, как обычно, очередь.

 

Центр

Слева от здания филиала ВГИКа на доме 187 по проспекту Красной Армии яркая зелёная вывеска: «Продукты». Захожу, передо мной возникает белая стена с уже знакомым окошком: днём все описанные точки работают как нормальные магазины с открытым пространством, а вот по ночам превращаются в какое­то подобие пунктов выдачи. Стучусь, повторяю «заказ» — бутылку тёмного пива. Без малейшего колебания мне называют цену. Кстати, в стоимость входит и непрозрачный чёрный пакет, если попросить. Сервис.

На выходе меня «встречает» праздничная группа людей. Девушка с шариками, которая, кажется, уже навеселе, кричит, чтобы её спутники не забыли стаканчики. Уворачиваюсь от них и смотрю налево, на здание киноколледжа, прикидывая расстояние. По закону торговать горячительным можно не ближе, чем в ста метрах от образовательных учреждений, в том числе и среднеспециальных. Позже линейка «Яндекса» сообщит, что от главного входа филиала ВГИКа до дверей в «филиал продажи стаканчиков» 43 метра.

 

Рабочка

Про эту точку нам рассказали совсем недавно, при этом заметив: «Но не пойдёте же вы ночью на Рабочку?» Пошли. В здании по адресу Бероунская, 8 замечаем вывеску спортивного центра и поначалу думаем, что над нами так подшутили, но чуть левее обнаруживается ещё одно окно. Правда, пришлось подождать: двое молодых людей не торопились с выбором.

Когда они наконец сели в машину, звеня содержимым пакетов, замечаю на прилавке напиток, который, как мне казалось, давно запретили какой­нибудь конвенцией ООН, — «пивные» газированные коктейли с крепостью до 8 градусов.

— Будьте добры, «Виноградный день» один, — сказал я продавцу, протягивая купюры.

— Вам какой?

— … «Виноградный день» вишнёвый.

— 98 рублей.

Получаю на руки полуторалитровую бутылку с содержимым крепостью 6,9° и быстро ухожу: за мной подошёл ещё один клиент.

 

Вокзал

К последней точке за переездом на 1­й Рыбной в доме № 30 движемся даже с некоторым волнением. Про неё мы уже писали дважды в прошлом году, один раз даже покупали там водку дешевле минимальной стоимости, так что про этот магазин спросили заранее у органов правопорядка. К нашему удивлению, в полиции тогда нам ответили, что жалоб на этот магазин не поступало, даже подумали, что мы имеем в виду «овощебазу», где сотрудники органов правопорядка рейды проводят регулярно. Так что в очередное окошко стучусь с мыслью: «А вдруг исправились?» Можно ответить: и да, и нет. Пиво мне продали без всяких проблем, но вот водкой тут больше не торгуют: по словам продавца, лицензия кончилась.

 

Градус вопроса

Если бы мы заходили за бутылочкой не только в такие вот «окошки», но и во все «Хмельные капризы», в «Вино», в уже одиозное «Море Водки» прямо на улице патриарха Пимена — поставившие у себя барные стойки, то не смогли бы утащить общий литраж.

Стоит заметить, что во всех магазинах никто не озирался, продавали нам спокойно и открыто. Можно было бы сказать, что никого просто не пугает штраф. Но скорее, тут другое: во­первых, видимо, в наказание владельцы и продавцы верят слабо; во­вторых, никто не считает, что делает что­то вредное.

Может они и правы? Когда вводили закон об ограничении продажи спиртного в ночное время, главным образом говорили, что это снизит преступность, видимо, следуя логике: «Меньше людей напьются ночью, когда в голову приходят нехорошие мысли». Однако жизнь не следует выстроенной логике: с 2011 года преступлений, совершённых в состоянии алкогольного опьянения, стало не просто больше, а радикально больше: 440 тысяч в 2016 году против 263 в 2011­м.

Обычных круглосуточных магазинов за последние несколько лет закрылось десятки, зато кому и как выплачиваются «налоги» с такой вот «предприимчивой деятельнос­ти», — вопрос открытый.

 

Иннокентий Майоров

Фото Сергея Борисова

 

СПРАВКА

С 1 января 2014 года пиво приравнено к алкогольной продукции. Это следует из п. 13.1 с. 2 Закона о продаже алкоголя, где приведено законное определение такого термина, как «пиво». Поэтому продажа пива и пивных напитков в ночное время также запрещена.

За попытку обойти запрет на продажу алкоголя ночью организация или предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 14.11 КоАП РФ (нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

Законами субъектов также установлена ответственность за нарушение региональных временных ограничений продажи алкоголя. Размер штрафа за попытку продать хотя бы баночку пива в ночное время для организаций может достигнуть 100 000 рублей с конфискацией алкоголя.