«Теория шести рукопожатий» гласит, что два человека на планете Земля разделены пятью уровнями общих знакомств и шестью уровнями связей. То есть при большом желании через пятые руки можно дойти хоть до президента, хоть до премьер-министра, если знать эту дорогу. Российская политика эту теорию опровергает. Если анализировать биографии кандидатов в президенты, кажется, что для охвата всех уровней власти и оппозиции достаточно двух-трёх рукопожатий в лучшем случае, настолько тесно переплетаются между собой их жизненные пути.

 

Знал кто-нибудь, например, что Владимира Жириновского и Павла Грудинина связывают давние партнёрские отношения? Каждое лето либерал-демократы высаживают «партийный десант» на клубничные плантации ЗАО «Совхоз имени Ленина» и собирают ягоды, чтобы продавать их по дешёвке столичным горожанам под прицелом телекамер. Сам вождь ЛДПР стоит с весами и в фартуке за прилавком, нахваливает товар. Самого Грудинина в июле этого года обещал сделать федеральным министром продовольствия! Тогда ещё не коммунист подсчитывал прибыль от «дармовой» рекламной акции и не подозревал, что в нём самом спустя несколько месяцев проснутся президентские амбиции.

Пробудил их, кстати, известный экономист Юрий Болдырев — знаковая фигура не только для Грудинина, но и для Григория Явлинского. Вместе с последним он раскручивал партию «Яблоко», но недолго. В 1995 году молодые демократы не поделили власть в избирательном блоке и рассорились вдрызг. Удастся ли сохранить отношения с «красным плантатором» после такого количества негативной пропаганды, затрагивающей и бизнес-репутацию, — большой вопрос.

Явлинский вообще союзы и альянсы исторически выстраивал плохо. Сколько раз ему предлагали объединяться соратники по либеральному лагерю — от Немцова и Касьянова до Ходорковского и Навального. Со всеми по каким-то причинам срывалось. Вместе с Борисом Титовым главный «яблочник» страны в 2009 году разрабатывал проект Общественного совета «Замодернизацию.ру», который должен был создать стратегию реформ для кабмина Владимира Путина и «коренным образом поменять ситуацию в стране». С тех пор о проекте никто и ничего не слышал. Титову, правда, удалось создать неформальный «Столыпинский клуб», но уже без Явлинского и с Глазьевым, задачей которого было ограничить влияние Алексея Кудрина на экономическую политику страны.

Биография Владимира Путина, как ни странно, теснее всего переплетена с Ксенией Собчак. Действующий президент находился в ближайшем окружении мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. Самые «жёлтые» газеты писали, будто бы гарант Конституции крестил своего самого непримиримого оппонента на президентских выборах. Недавно эту информацию опровергла сама Собчак, подметив, правда, что на её крестинах, состоявшихся в 12 лет, Путин присутствовал. И тем не менее случайным человеком в жизни «светской львицы» действующего президента точно не назовёшь, в отличие от того же Грудинина, который «затесался» в список доверенных лиц Владимира Путина в начале 2000-х.

Явлинский и Жириновский отстранённо наблюдали за расстрелом здания Верховного Совета России, в котором находился ещё один кандидат — Сергей Бабурин. ЛДПР и «Яблоко» тогда суммарно обладали рейтингом в 30 % и наряду с Борисом Ельциным были основными выгодоприобретателями от изменения парламентской структуры.

Владимира Жириновского взвешивать свои слова и действия  научил другой кризис — августа 1991 года. Тогда либерал-демократ выступил на стороне ГКЧП и едва не поплатился за это политическим будущим. Владимир Путин в момент путча сделал непростой для себя выбор — покинул структуры КГБ, сосредоточившись на карьере в Ленсовете. Де факто, встав на сторону обновлённой демократической России. Ещё одна по-своему занятная параллель.

Сложнее всего искать общие биографические вехи с конкурентами у кандидата Сурайкина. Товарищ Максим молод и всю свою политическую юность провёл в КПРФ, откуда ушёл в новый проект «Коммунистов России». На заре самостоятельной партийной карьеры его ошибочно считали «политическим пасынком» Андрея Богданова — известного политтехнолога из масонских кругов, баллотировавшегося в президенты России в 2008 году, вместе с Дмитрием Медведевым и Владимиром Жириновским кстати. На самом деле к проекту «юности сталинизма» этот специалист отношения не имеет. Он курировал другую партию — под названием КПСС, менее успешную, кстати, чем «Коммунисты России».

За последнюю неделю произошло немало событий, которые так или иначе могли повлиять на симпатии избирателей к тому или иному претенденту на пост № 1. Штаб Владимира Путина запустил акцентированные предвыборные ролики, все остальные, включая Бориса Титова, обозначили своё содержательное присутствие на телевидении. Явлинский сразу ограничил свои амбиции 10 % избирателей, Жириновский и Сурайкин — упразднением независимости Украины и Прибалтики. Грудинин и Собчак «строят» социализм и демократию с человеческим лицом соответственно. Бабурин перехватил у либерал-демократов «русскую тему». Конкретные цифры и прогнозы от ВЦИОМ есть на сайте социологов, но публиковать их в СМИ с сегодняшнего дня закон о выборах не позволяет. В следующем номере будут подведены предварительные итоги голосования по стране в целом и по Сергиево-Посадскому району.

 

Сергей Рунько