О существовании «Дня Святого Валентина» и о «валентинчиках» мы узнали в начале 90-х годов. С этим «Святым Валентином» у нас то носились как с писаной торбой, то воевали как с лютым агентом влияния.

А вы можете представить «валентинчик» столетней давности? Да ещё московского производства, правда, ручного? Впрочем, его создательницы и не называли его так. На языке гимназисток он прозаически звался «обожалка».

 

В этой среде сложилось такое явление — «обожание». Предметом его, как правило, становилась красивая и умная, а чаще «таинственная» старшеклассница, которой подражали, старались сыскать дружбу и расположение. Иногда такой «обожаемой» делалась и одноклассница.

Из-за предмета «обожания» возникали ссоры, а если предмет вдруг не оправдывал доверия, происходили драмы. «Обожательницы» старались выразить свои чувства записями в альбом, сентиментальными открытками и самоделками вроде предметика под названием «обожалка», стилизованного сердечка. Делали его из цветной бумаги и украшали вырезанным рисунком или переводной картинкой. В некоторых случаях «обожалка» была ещё и художественным конвертом, в который вкладывали стихотворный текст. Свой. Или Бальмонта…

Этой «обожалке» недавно исполнилось 106 лет.

 

«Дарю тому, кого люблю,

кому я счастья больше всех желаю,

кого я не забуду никогда

и буду помнить вечно и всегда…»