«Дачное» законодательство кардинально в нашей стране не менялось очень давно — до сих пор мы выращивали огурцы и пили чай на верандах по правилам 1998 года. Так было до 2017­го, когда приняли Федеральный закон от 29.07.2017 г. N 217­Ф «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд». С 1 января уже этого года он вступил в силу и поменял летнюю жизнь тысяч жителей, но как?

Дачников больше нет, а домадело временное

ачнём, как и полагается, с вопроса о терминах. Теперь есть лишь два вида товариществ — садоводческие (СНТ) и огороднические (ОНТ). Всем остальным, не подходящим под эти определения, лучше принять новый устав по форме из статьи 8 нового закона.

Разница между двумя видами участков весьма существенная. Например, на землях СНТ можно строить два типа домов — временные строения, на возведение которых не нужно получать разрешение, а лишь уведомление, и жилые, капитальные. Последние можно строить только если согласно пункту 2 статьи 23 «участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты».

Как ранее неоднократно заявлялось, по новым правилам можно прописаться в дачном доме, хотя есть условия. Участок должен быть садовым, находиться на землях населённого пункта или сельхозназначения, быть не выше 3 этажей или 20 метров площади и не делиться на квартиры; дом должен быть пригоден для жизни: иметь надёжные стены и крышу, электричество, отопление и т. д. Кроме того, на садовом участке можно поставить гараж, сарай, баню и прочие хозяйственные постройки.

На огородном участке, по закону, место найдётся лишь для хозстроений, предназначенных только для «хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур». Есть одно «но», если участок у вас огородный, а дом на нём уже построен и зарегистрирован, то закон его защищает, а вот если нет, то нужно менять назначение участка, иначе дачный домик обзовут самостроем, который подлежит сносу.

Обезналиченный коллектив

По новому законодательству, владельцы участков внутри садоводческих товариществ, не вступившие в эти самые товарищества, то есть «индивидуалы», теперь окажутся в невыгодном положении. Их обязали платить все взносы на содержание и ремонт общей собственности СНТ или ОНТ. Отказать во вступлении в товарищество при наличии заявления и копий прав на участок могут лишь в случае, если ранее вас оттуда выгнали за неуплату, а задолженность не погашена. С другой стороны, новых методов борьбы с неплательщиками не вводят — им не могут отказать в пользовании земельными участками общего назначения, а долги, как и прежде, взымать придётся через суд.

Кстати, о взносах. Их теперь только два вида: членские и целевые. Первые определяются уставом и тратить их можно на содержание имущества общего пользования, расчёты коммунальных платежей, благо­
устройство и противопожарную безопасность общих земельных участков, аудиты и зарплаты лицам, с которыми у товарищества заключены трудовые договоры. Целевые взносы собирают по решению общего собрания.

«За что» определились — теперь куда платить и как. Ответ в статье 14 нового закона — «на расчётный счёт товарищества»: купюры сдавать председателю больше нельзя, только по безналу на счёт вашего НТ.

Троевластие

Высшей властью в товариществе по­прежнему обладает общее собрание членов, которых не может быть меньше семи. Оно выборным путём назначает три управляющих органа: правление (не меньше 3 человек или не менее 5 % от общего числа владельцев), председателя и ревизионную комиссию.

Правление напрямую подотчётно общему собранию и, по сути, выполняет роль управляющей компании — принимает решения о заключении договоров на поставку коммунальных услуг (электричество, водоснабжение, вывоз мусора) и прочее.

Председатель — глава правления с правом приоритетного голоса. Он должен открывать и закрывать расчётные счета, подписывать документы от имени товарищества, заключать сделки. Из нового закона следует, что у человека на этой должности все исполнительные функции, ещё и избирается председатель теперь, как президент, на пять лет вместо двух, с неограниченным количеством переизбраний (впрочем, как и все остальные органы дачной власти).

Ревизионная комиссия (ревизор), а их создание теперь обязательно, должна следить за законностью операций и состоянием общего имущества. Члены этой комиссии не могут быть одновременно членами правления или их близкими родственниками.

Переизбрать всех вышеперечисленных можно, созвав внеочередное общее собрание по заявлению не менее чем от одной пятой от общего числа членов товарищества.

Упрощая усложняем

В целом, новый закон призван упростить и унифицировать дачное законодательство: оставить лишь два вида товариществ, сократить количество видов взносов, централизовать полномочия. Но, как это обычно бывает, теория будет неизбежно сталкиваться с нюансами реальности. Например, поясняя вопрос с пропиской для «Российской газеты» Федор Мезенцев, исполнительный директор Союза дачников Подмосковья, заметил, что механизм будет отрабатываться «вживую». Видимо, это применимо к большинству изменений дачного законодательства. Лишь бы не «по­живому».

 

Иннокентий Майоров

Фото Сергея Семенькова
и Алексея Севастьянова