Вместо одного обанкротившегося МУПа «Теплосеть» с февраля начинает работу новый — с тем же руководством и даже с тем же персоналом, но очищенный от долгов и негативной репутации. 22 котельные общей стоимостью 1,5 миллиарда рублей перешли под контроль муниципалитета, который получит возможность проводить инвестиционную политику в коммунальной инфраструктуре района — читай, улучшать качество услуг.

Мэр доволен. Остальные тоже

До этого с декабря 2010 года имущество Теплосети находилось под конкурсным или арбитражным управлением. То есть заниматься непосредственно отоплением и текущим ремонтом фирма всё это время могла, но серьёзная модернизация оборудования была недоступна. Глава Сергиева Посада Константин Негурица в ходе прошедшего брифинга назвал завершение эпопеи с Теплосетью, фонды которой за период ведения процедуры банкротства никто не выкупил, одной из главных хороших новостей на коммунальном рынке Сергиева Посада. Факт возвращения собственности в казну воодушевил даже самых непримиримых оппозиционных депутатов горсовета, у которых остались разве что претензии по второму «неразыгранному» лоту — служебным помещениям на сумму 80 миллионов рублей. Если бы не эти гаражи и офисы, которые по­прежнему пытаются пустить с молотка, у истории был бы совсем «хэппи­энд». Но с ними всё не так просто — ни у области, и у города денег на их покупку нет. Конкурсный управляющий вроде как готов сдавать всё это в аренду по приемлемым ценам, но кто даст гарантию, что не появится новый собственник и не вышвырнет служебный транспорт МУПа и компьютеры на улицу? На этот случай администрация прорабатывает альтернативный вариант размещения персонала и оборудования.

Что могло произойти?

Если бы юристы, нанятые правительством Московской области, не сработали должным образом, конкурсный управляющий мог разбить лот из 22 котельных на аналогичное количество частей и пустить с молотка по отдельности. Полтора десятка наименее проблемных котельных, скорее всего, обрели бы новых хозяев, став «ресурсоснабжающими лилипутами». Из развалин оставшихся семи город попытался бы слепить новый МУП — очень проблемный, хромающий на обе ноги, дезинтегрированный, логистически разорванный на куски с изношенным оборудованием. В результате одну из следующих зим Сергиев Посад мог простучать зубами от холода в буквальном смысле этого слова. Поручиться за всех собственников невозможно — проблемы с подобной структурой управления теплосетями были неминуемыми.

Почему снова МУП?

Ликвидация МУПов как формы собственности, так или иначе, — правительственная идея­фикс с середины 2000­х годов. Не самые эффективные с точки зрения классического рыночного менеджмента предприятия имеют ряд изъянов: неделимую структуру, как следствие — невозможность избавиться от неэффективных фондов и привлечь частного инвестора. Приписываемая муниципальным предприятиям коррупциогенность тоже имеет место, но присуща она им в меньшей степени, чем открывающимся ООО (обществам с ограниченной ответственностью) с уставным капиталом 10 тысяч рублей.

История ООО «ТГК­СП» — фирмы с кипрскими учредителями, управлявшей тремя котельными — «Углич», «Молокозавод» и НИИ игрушки, была не менее поучительной. Частный инвестор, начавший работу с 2007 года, к концу 2011­го «надорвался» под бременем долговой нагрузки под 100 миллионов рублей, а в 2014­м был ликвидирован как юрлицо. Исходя из имеющегося опыта, несмотря на федеральный тренд, муниципалитеты по­прежнему создают унитарные предприятия, которые значительно проще контролировать.

Кто угробил старую Теплосеть?

Один из депутатов горсовета Сергиева Посада в личной беседе рассказал о причинах банкротств ресурсоснабжающих организаций. Мы наивно предполагаем, что основная масса долгов за газ, горячую воду и отопление накапливалась у социально­неблагополучных семей с низким доходом. На самом деле это не так. Самыми злостными неплательщиками себя зарекомендовали юридические лица — фирмы — и те, кто хорошо представляли себе особенности коммунального бизнеса в России: обеспеченные горожане, владеющие инсайдерской информацией.

В 2000­х годах собираемость платежей за горячую воду колебалась в диапазоне между 30 — и 50 %. Остальное управляющие компании­злодейки либо компенсировали из графы «содержание жилья и текущий ремонт», либо просто внаглую не платили и банкротились — дальше поминай как звали. Львиной долей своих долгов МУП «Теплосеть» была обязана ныне почившей УК «Посад­Энерго» — около 400 миллионов рублей. По иронии судьбы она принадлежала тем же людям, что и главный конкурент унитарного предприятия — ООО «ТГК­СП», которую активно пиарили на альтернативных информационных площадках, пока та не сдулась…

Периодически Теплосеть и сама «нарывалась» на скандалы. В мае 2010­го сорвала пломбы и незаконно пустила «национальное достояние» на газораспределительное оборудование. Газпром к тому времени, всё дальше отдаляясь от эпохи Вяхирева, всё меньше миндальничал с должниками и всё жёстче взыскивал с них по полной. Теплосеть не стала исключением из правил.

Ближайшие перспективы

550 сотрудников старого МУПа уволят по сокращению. Большинство из них продолжат работу в новом унитарном предприятии, в том числе менеджмент: руководить фирмой будет по­прежнему Александр Трифонов, к которому у руководства города минимум нареканий. Договоры на теплоснабжение с населением и юрлицами перезаключат на старых условиях. С долгами старой Теплосети продолжит работать конкурсный управляющий, задачей которого будет постепенно взыскать их. Судьбу старого предприятия новое не повторит, по крайней мере, по мнению Константина Негурицы — для компенсации кассовых разрывов обещаны муниципальные гарантии. А собираемость за газ и тепло сейчас не в пример лучше, чем в начале 2010­х — 95 %. Спасибо ЕИРЦ и новому законодательству. Что касается остальных котельных, находящихся вне собственности МУПа, администрация готова рассмотреть включение их в состав Теплосети СП, если их хозяева откажутся от исполнения своих обязанностей, как это произошло с крупнейшей котельной «Углич» в конце 2018­го года.

Сергей Рунько
Фото Алексея Севастьянова