На днях стали известны итоги премии «Наше Подмосковье» — главной областной награды общественникам, чьи идеи приносят реальную пользу. Авторы самых разных инициатив — сторонники раздельного сбора мусора, активисты-цветоводы, организаторы уличных праздников, поисковики, художники и сотни других — отмечают победу.

 

На что тратят

Победители получают реальные деньги, но потратить их они должны не на себя, а на развитие проекта. Суммы измеряются десятками и сотнями тысяч рублей, и это вполне ощутимый капитал для многих участников, среди которых немало простых бюджетников или пенсионеров.

При этом никто не контролирует, как лауреаты распоряжаются этими деньгами. Координатор премии в Сергиево-Посадском районе Галина Просвирякова подтвердила нам, что комиссия не требует отчётности о расходовании премии — ни строгой финансовой, ни простой устной.

Впрочем, для многих это и не требуется. Она приводит примеры: работа сергиевопосадского центра поддержки детей с инвалидностью СИДИ, получившего премию, всегда на виду — мало какому другому обществу местные СМИ уделяют такое внимание. Видно, как распорядится деньгами Театр кукол «Бартрам», что в Музее игрушки, — они устанавливают новое освещение в зале. Как пример ответственного расхода средств упоминает наш собеседник и объединение зоозащитников «Потеряшки».

В то же время сотни других участников, получив премию, теряются из виду. А бывает так, что участник получил деньги, но проект забросил? «Бывает, — говорит Галина Просвирякова. — Московская область большая, и такие случаи не редкость».

Как к этому относятся организаторы? Да никак. Всё, говорят, держится на честности.

 

«Тысяча туда, тысяча сюда»

Мы связались с лауреатами прошлогодней премии и узнали, как эти деньги помогли им развить проект.

Пара получателей премии, к которым мы обратились, — автор детского праздника и создатель сайта семейного досуга — на наши вопросы не ответили. Другие не скрывали ничего.

Александр Козлов, сотрудник Дома культуры в посёлке Новый, подал заявку как руководитель объединения шести ансамблей. Музыканты-любители из разных поселений каждое лето выступают на деревенских праздниках, и в первый же сезон стали звёздами районной глубинки. На свою третью премию, а это 40 тысяч рублей, они купили аппаратуру и отремонтировали инструменты. «Тысяча рублей туда, тысяча сюда, — рассказывает Александр. — Струны на гитару — тысяча, барабанные палочки — тысяча, пластик на барабаны — несколько». Бензин покупали тоже на эти деньги.

 

Другой призёр — художественная студия «Волшебная шляпа» из Реммаша. Похоже, это единственный любительский творческий коллектив, которому удалось провести выставку на профессиональной сцене — в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. «Как-то даже и не возникало мыслей, что эти деньги можно проесть. Всё сразу в студию», — рассказывает Дмитрий Орлов, который вместе с женой Марией заведует коллективом. Благодаря премии они смогли купить цветной принтер, чтобы печатать материалы для изостудии и своего кукольного театра. Но главное — у «Волшебной шляпы» появился хороший беззеркальный фотоаппарат, которым снимают все выступления и спектакли.

 

Александр Салогуб из клуба «Экстремал» рассказал, что прошлогоднюю премию вложили в развитие трассы для сноубординга и горных лыж Loza Park. Провели электричество в раздевалку и сноупарк. Установили рейлы (трубы для отработки вращений и совершенствования трюков) и перила. На эти же деньги купили кувалды, ломы, топоры, лопаты и цепи для бензопил, нужные для подготовки трассы.

 

 

На все четыре премии

Особый случай — Музей народного быта Виктора Багрова «Жили-были». Он получал премию «Наше Подмосковье» четыре (!) раза, чем вызывал широкий спектр чувств — от радости до зависти.

Лет десять назад с чистого листа, в доме на Валовой улице, без бюджетных денег, художник открыл полноценный музей старины. Чего там только нет — от колокольчика, что когда-то болтался на шее коровы, до роскошного наличника с дома, который давно снесли. И всё настоящее, с историей!

 

Он же спас мозаичные фигуры — Даму и Гусара, которые десятилетиями украшали фасад кинотеатра «Мир». Подобрал их, не нужные ни городу, ни району, восстановил мозаику и выставил во дворе дома.

Но самым заметным вложением премиальных денег стала надстройка в виде второго этажа, где он обустроил картинную галерею. «Если бы не премия, я бы никогда её не открыл», — признаётся Виктор Багров.

 

Ёлки и фейки

Как любое большое и заметное начинание, премия «Наше Подмосковье» получила за эти годы свою долю критики. Предсказуемо звучали голоса тех, кто не понимал логику награждения: то, что выглядело как проект-однодневка, оказывалось сильнее многолетней продуктивной работы.

Доставалось, например, и за обилие проектов, которые общественными при всём желании не назовёшь — тех, где участники выдавали свою повседневную, оплачиваемую работу за частную инициативу. «Особенно много этих проектов встречалось в сфере культуры, — вспоминает Татьяна Колганова, которая до 2016 года выступала как эксперт премии. — Например, какой-нибудь дом культуры представляет новогоднюю сказку. Хочется спросить, что это? Это же их обычная работа».

Другой проблемой, с которой сталкивались эксперты, стало нашествие фейков, вспоминает Татьяна. Самый типичный из них выглядит как безликая заявка, в которой некий Иван Иваныч представляет обычное благоустройство обычного двора. Или что-то ещё в такой же степени затратное и судьбоносное.

Судя по всему, так муниципалитеты накручивали себе голоса — не секрет, что помимо личного зачёта в рамках премии идёт негласная борьба районов, где каждый стремится опередить другого. Сохранить чистоту жанра помогают очные презентации, которые перед награждением проходят в каждом более-менее крупном городе области.

Так или иначе, споры вокруг премии «Наше Подмосковье» не утихнут, но это не должно помешать ей оставаться большим и важным делом — первым подобным опытом в истории региона.

 

<