В музейном комплексе «Конный двор», в экспозиции «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII—XXI веков» представлен необычный поднос, на котором изображены не традиционные цветы, а архитектурный пейзаж с видом Троице-Сергиевой лавры.

Его выполнил монах монастыря Аффоний Вишняков — представитель старинного рода основателей и мастеров знаменитого жостовского промысла.

Поднос с видом Троице-Сергиевой лавры напоминает картину и является самым ранним известным датированным произведением этого мастера. На нём сохранились имя и дата создания — 1901 год. Изображение отличается точностью рисунка и даёт наглядное представление об архитектурном ансамбле монастыря начала ХХ века. Скорее всего, перед глазами автора был образец — например, открытка или хромолитография.

Вряд ли этот поднос имел утилитарное назначение. Возможно, он предназначался для размещения в монашеской келье или для памятного подарка. Высокий художественный уровень работы свидетельствует о том, что даже в монастыре А. Е. Вишняков сохранял навыки мастерства, полученные в детстве и юности.

После закрытия Лавры в 1919 году мастер навсегда остался в нашем городе, где прожил до 1937 года, преданно служил своему искусству и организовал цех по изготовлению предметов с лаковой росписью при Загорской фабрике игрушек.

Год окончания жизни Аффония в Посаде звучит зловеще, и не случайно. Когда сталинское НКВД начало собирать материал на маршала Блюхера, соответствующие директивы пришли в Загорское управление ведомства. Первым для собеседования был вызван Аффоний. Начальник УНКВД Константин Сахарчук предложил ему разоблачить врага народа и его сообщников, пообещав художнику собственную мастерскую для творчества. Аффоний заявил, что никаких врагов народа не знает, а в мастерской не нуждается, так как уже стар. Не доносит — значит, сообщник. Монах был расстрелян в Бутове в феврале 1938 года.

 

Ольга Игнатьева, старший научный сотрудник СПГИХМЗ