Работников культуры научили превращать недостатки в достоинства

 

А вот ещё был случай

Представьте: вы решили по дружбе перепостить на страничке в «Одноклассниках» рекламу маленького косметического кабинета своей хорошей знакомой. И всё бы ничего, но страничка в соцсети принадлежит Дому культуры, а вы по долгу службы отвечаете за наполнение этой страницы.

Вам красная карточка! Вы, оказывается, злоупотребили служебным положением. Использовать рабочую площадку для рекламы бизнеса знакомых запрещено. И не пытайтесь убедить проверяющего инспектора, что разместили объявление подруги бесплатно — даже если это так и было.

Или вот ещё пример. Вы работаете в учреждении культуры и слышали от коллег, что теперь можно подавать заявки на гранты и даже получать под это дело неплохие деньги. Почему бы не попробовать, думаете вы, и пишете. В ответ — отказ. И вы снова пишете, и снова получаете отказ. И так двадцать пять раз, после чего на двадцать шестой вы приходите к выводу, что вся эта система грантов — профанация.

Не опускайте руки! Те, кто получают гранты от государства и частных фондов, хорошо знают, что в условиях нынешней конкуренции нужно написать десятки заявок, чтобы одна сработала. Если ваш проект интересный, это обязательно случится.

И ещё один реальный случай. Вы давно работаете с пожилыми людьми и точно знаете, что никакой интернет они не читают. И когда ваш культурный центр открывает очередную выставку, вы накануне делаете дежурный анонс в интернете — начальство обязало.

Но это даёт эффект! К своему удивлению обнаруживаете, что о вашем событии узнали все родители и даже бабушки. И даже те, которые не знают, с какой стороны к этому компьютеру подходить. Откуда? Всё очень просто — от детей и внуков. И бабушкам стало интересно посмотреть, куда ходят их внуки, а вы, получается, недооценили силу анонса в интернете.

 

Пробелы в аудитории

О неожиданных — приятных и неприятных — моментах в работе современного учреждения культуры говорили на семинаре со сложным названием «Полиструктурная лаборатория опыта «Творческий коллектив Дома культуры: между традицией и новацией». В хотьковский культурный центр «Елизавета Мамонтова», где прошёл семинар, приехали сотрудники домов культуры со всей области.

Называть учреждение именем человека, закавычив его, — это тоже своего рода новация, но в пример приводили вовсе не это. Участники семинара отметили, как хорошо в хотьковском центре работают информационные стойки, как продумано оформление здания в целом и как грамотно организовано пространство.

Вещи, о которых говорили на семинаре, пригодятся не только сотрудникам домов культуры, но и работникам театров и музеев, и библиотекарям, и каждому, кто работает в сфере культуры. Особенно в небольших городах и посёлках.

Самая труднодоступная аудитория сегодня — 14-30-летние. Это редкие гости в домах культуры, чего не скажешь о детях и пожилых людях, которые сейчас по факту стали основной публикой. Есть сложности с семейной аудиторией и творческой интеллигенцией.

Об этой проблеме рассказала Ирина Медведева, представляющая государственный Центр культурных инициатив — структуры в составе областного Министерства культуры. Главную сложность она видит в том, что сами ДК пока не научились общаться с этой аудиторией.

Представитель областного Минкульта привела в пример муниципальные центры Москвы, где все новые программы пишутся для того, чтобы привлечь именно молодёжь и семейные пары. Поворот, который они сделали, кому-то может показаться радикальным: по её словам, новых, в дополнение к работающим, культурных программ для пенсионеров и детей в ближайшее время в столице не появится.

 

Немного как супермаркет

Доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы Наталья Иванько сравнивает принцип работы дома культуры — и это довольно неожиданно — с супермаркетом.

Принцип такой же. На чём основана философия больших сетевых магазинов? На том, что человек, может, ещё и сам не определившийся, окажется у бесконечных полок с продуктами и чего-нибудь да выберет. От учреждений культуры, будь то ДК или библиотеки, ждут того же — посетителей должны встречать «полки» с продуктами — только культурными, от которых также будет невозможно уйти с пустыми руками. Даже если желания купить этот продукт изначально не было.

Наталья Иванько привела ещё одно наблюдение. До сих пор многие жители Подмосковья работают в Москве, и этот город ассоциируется у них исключительно с работой, с напряжением. Никакими коврижками их туда не заманишь! И в таких ситуациях свой родной местный ДК, что рядом с домом, может оказаться отдушиной, чем-то большим, чем набор кружков. Попробуйте использовать это!

 

Небольшие, но деньги

За то, чтобы провести одну неделю своей выставки в Москве, фотографы готовы заплатить — примерно 10000 рублей. Такие цифры привела Евгения Комарова, руководитель пущинской фотостудии «Вертикаль» — маленькой площадки при муниципальном центре на южной окраине области, которая стала одним из наиболее заметных региональных фотоцентров и где теперь проходят выставки всероссийской значимости.

Она дала совет желающим раскрутить собственную фотоплощадку: начинайте с показа работ собственных коллективов, налаживайте связи с коллегами из других ДК и соседями. Это незатратный, но эффективный путь, который на первых порах поможет вам неплохо заявить о себе.

Будьте открыты предложениям со стороны: всегда есть фотографы, которым нужно выставляться и светиться в прессе, чтобы вступать в профессиональные союзы. Это может приносить деньги — небольшой, но постоянный доход, если заниматься им как следует.

 

И забудьте о скрепках

Большинство современных домов культуры работают ещё с советских времён. И как и всем, им пришлось переходить на новые правила работы — в том числе учиться зарабатывать самостоятельно. Перековаться в предпринимателей работникам ДК, многие из которых к тому моменту приближались к пенсии, было трудно, но решения всё же находились.

Так появились платные кружки, выезды коллективов на праздники и наоборот — провинциальные ДК начали организовывать у себя гастроли приезжих артистов.

Более активно ДК в последнее время присматриваются к грантам на конкретные проекты. По мнению вице-президента районной Торгово-промышленной палаты Валентины Устименко, тенденция в государстве сейчас такова, что культурно-досуговые учреждения практически полностью переходят на финансирование по конкретным, заранее описанным проектам.

На семинаре дали несколько полезных советов пишущим проекты на получение грантов. Замдиректора белгородского Центра народного творчества Максим Шапошников советует быть как можно более конкретными. «Не пишите, — обратился он к аудитории, — что ваш проект повышает духовность, патриотизм и возрождает народную культуру. Это понятно и без лишних слов. Это часть вашей работы по умолчанию. Пишите, что конкретно хотите сделать».

Валентина Устименко рекомендует выбирать правильную, «работающую» форму слов: лучше звучит «мы хотим создать», а не «наша цель — создание». «Внедрить», а не «внедрение».

Помните, что ваши проекты читают живые люди, у которых время — ценный ресурс. Пишите кратко, понятно и доходчиво. И не будьте мелочны: если просите хорошие деньги на большую программу, о мелких просьбах вроде пластилина и канцелярских скрепок можно и забыть. Уж это как-нибудь найдётся.