Сергиевопосадские школьники Артём Смирнов и Анна Кудинова из физико-математического лицея получили высокие оценки академиков РАН на XXII международном конкурсе «Созвездие талантов» в Санкт-Петербурге. Конкурс основан в 1996 году выдающимися деятелями науки и культуры России — академиком Дмитрием Лихачёвым, скульптором Михаилом Аникушиным и композитором Андреем Петровым.

 

Не только полководец

Идея изучать и развивать теорему Наполеона родилась у учителя математики физико-математического лицея Галины Гавриленко. «Шесть лет назад на летние каникулы дала задание ребятам подготовить презентацию теорем, которые не входили в школьную программу. Среди них была теорема Наполеона, показаны разные комбинации её решения. Заинтересовалась — а тот ли это Наполеон Бонапарт, как пришёл он в математику? Со школьниками стали развивать эту теорему и рассматривать всевозможные комбинации и многообразие аналогичных комбинаций в теореме Наполеона. Появлялись новые гипотезы, которые подтверждались компьютерной программой GeoGebra, а дальше остаётся только их доказывать, развивать и усовершенствовать», — рассказывает педагог.

За продолжение развития теоремы Наполеона взялся учащийся 11 класса Артём Смирнов и в результате получил за неё премию им П. Н. Демидова.

«Изначально теорема Наполеона гласила: если мы возьмём произвольный треугольник и на его сторонах построим правильные треугольники и соединим отрезками их центры, то получим правильный треугольник. Тебо продолжил эту теорему для параллелограмма: на его сторонах он построил квадраты, соединил их центры и в результате получил квадрат. А Ван Обель, в свою очередь, продолжил теорему Тебо, взяв произвольный четырёхугольник и так же на его сторонах построив квадраты и соединив их середины, получил квадрат, — рассказывает Артём. — В совместной работе с Галиной Юрьевной я решил взять середины отрезков, соединяющие соседние вершины квадратов построенных на сторонах параллелограмма, соединить полученные точки и в результате получил квадрат. Потом я взял произвольный четырёхугольник, на его сторонах так же построил квадраты и соединил середины отрезков, соединяющих соседние вершины квадратов, и в результате получил квадрат. Как когда-то Ван Обель продолжил теорему Тебо и показал новую комбинацию известной теоремы».

 

Подопытный в горшочке

Роль пьезоэлектричества в энергетике и питании растительных и живых систем первой доказала ученица физико-математического лицея Анна Кудинова. На фестивале «Созвездие талантов», её вклад в физику оценён высшей молодёжной наградой — «Звездой академика Д. С. Лихачёва».

Доказательство пьезоэлектричества в растениях началось с простейшего опыта, проведённого на своём фикусе по имени Андрейка. Результаты эксперимента позволили девочке сделать множество открытий в области гидродинамики растений.

«В растении процессы питания происходят по микрокапиллярам, которые состоят из целлюлозы — являющейся пьезоэлектриком. Это я узнала из научной литературы два года назад, но нигде нет информации, посвящённой питанию растений, — рассказывает Анна. — В медицинской литературе не было указано взаимосвязи между процессом питания растения и тем фактом, что этот процесс проходит через орган, который выделяет электричество — генерирует заряды. Над этим никто не задумывался до того момента, пока я и мой научный руководитель Николай Классен не решили изучить эти процессы».

С помощью мультиметра, измеряющего величину тока и напряжения, Анна показала, что электричество, получаемое на этом кустике, не является электрохимией.

«Жюри поразило не само открытие, которое я сделала, а когда оно прошло — в 21 веке. Мультиметр изобрели десятки лет назад, почему никому не пришло в голову изменить ещё тогда, задались вопросом ученые РАН», — удивляется Анна Кудинова.

За будущее отечественной науки можно не беспокоиться, когда есть юные таланты, стремящиеся завтра стать умнее, чем они были вчера.