Продолжение.

 

Начало в №№ 49, 52, 55, 58, 61, 64, 70, 73, 79, 82, 88, 94, 97, 100, 103, 109

 

«Он совершенен во всех отношениях…» — так отозвался о Троице-Сергиевом монастыре архидиакон Павел Алеппский, который посетил монастырь в 1655 году в свите Антиохийского патриарха. Отзыв архидиакона можно считать оценкой восстановления монастыря после польско-литовского разорения 1608-1618 годов.

Действительно, помогая подняться своим сёлам и слободам, Троице-Сергиев монастырь также успешно преодолел последствия смуты начала XVII века: отстроился, украсился новыми зданиями. Сказались и богатство обители, и щедрость благотворителей.

Первым среди них был молодой царь Михаил Фёдорович, многим обязанный поддержке Троице-Сергиева монастыря. Не потому ли в царствование этого государя строительство в монастыре почти не прерывалось? Огромную роль в восстановлении монастыря сыграл ранее упоминавшийся Троицкий архимандрит Дионисий (Зобниновский).

Уже в марте 1620 года некто Анна Михайловская, хозяйка вотчины в Переславском уезде, пожертвовала Троице-Сергиеву монастырю 1300 брёвен «красного лесу» для строительства в обители «государевых хором». Бревенчатые хоромы — предшественники существующего здания каменных чертогов — показаны на иконном изображении Троице-Сергиева монастыря.

В 1621 году, на 25-летие царя Михаила Фёдоровича, при старой братской трапезной палате была поставлена и освящена архимандритом Дионисием церковь в честь преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя царя. Царь родился в 1596 году, в день памяти этого святого. Трапезную палату украсили настенной живописью, а над её зданием установили часы с боем — царь был любителем часов.

Вслед за Михайловской церковью, в 1623-1624 годах у южного фасада Троицкого собора, над надгробием преподобного Никона Радонежского, поднялась белокаменная Никоновская церковь. Она заменила старый одноимённый храм меньших размеров.

Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, заложенный при Иване Грозном и освящённый в присутствии царя Фёдора Ивановича, не остался без внимания. В 1621-1625 годах его кровля и купола были «устроены белым железом», иконы в иконостасе обложены серебром и позолочены.

В 1628 году при церкви Святого Духа завершилось строительство так называемой «Большой колокольницы». Вот её описание: «Подле церкви Сошествия Св(я)таго Духа колокольня каменная на пяти столпех, на ней шатер и под главою крыто черепицею; крест и глава обиты железом». Колокольница была построена к 200-летию памяти преподобного Никона Радонежского. Она состояла из двух частей: столпообразной шатровой колокольни и трёхпролетной арочной стены-звонницы под двускатной кровлей. Опорами пролётов стены-звонницы служили четыре мощных прямоугольных столпа.

На колокольнице установили часы с боем (вторые башенные часы в монастыре) и разместили колокола, включая большие благовестники «дачи царя и великого князя Бориса Фёдоровича всеа Руси», известные впоследствии как «Лебедь» (625 пудов) и «Годунов» (до 2000 пудов). Всего же на Большой колокольнице и на звоннице Духовской церкви насчитывалось 39 колоколов. С их помощью производились разнообразные уставные звоны для сопровождения всех церковных служб суточного и годового круга богослужений.

Большая колокольница стала последним значительным сооружением, построенным в монастыре при жизни архимандрита Дионисия. Он мирно скончался 10 мая 1633 года. Возглавляя монастырь, сей «муж добродетельный» употребил много сил на помощь его защитникам; не пожалел сокровищ обители ради освобождения Москвы от иноземных захватчиков. Наконец, он восстановил и благоустроил Лавру, стерев следы тяжкой осады.

Преображение Троице-Сергиева монастыря продолжилось и после кончины преподобного Дионисия. В 1635 году обновили настенные росписи в Троицком соборе. На месте деревянных келий, частью сгоревших при обстрелах, частью разобранных на дрова троицкими сидельцами, выросли каменные келейные корпуса, в ряду которых выделялась шатровая церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких при больничных палатах — напоминание о временах недавней смуты.

В 1640-50-х годах, накануне большой войны с Речью Посполитой за Смоленск и другие утраченные в Смутное время русские владения, были усилены крепостные сооружения Троице-Сергиева монастыря: увеличена толщина и высота стен и плоских башен, заново перестроены башни угловые. В 1650 году, например, завершилось строительство угловой северо-восточной Житничной (Уточьей) башни, самой красивой башни Троицкой крепости.

Красоту обновлённой Троицкой крепости отметил упоминавшийся выше архидиакон Павел Алеппский, посетивший монастырь в 1655 году. «Ум не может представить их неприступность и красоту», — отметил священник в описании своего путешествия по России.