Много лет в Сергиевом Посаде на улице Пограничной находится кинологический центр полиции. На закрытой от любопытных глаз территории расположился небольшой городок с вольерами и тренировочными площадками для собак, а в отремонтированном здании бывшего, давно закрытого вытрезвителя находятся кабинеты сотрудников. Рассказать о работе центра мы попросили младшего инспектора-кинолога УМВД района Оксану ЗАХАРОВУ.

— Расскажите о вашей работе. Чем чаще всего приходится заниматься служебной собаке?

— Мы с собакой ходим по следу, помогая в раскрытии грабежей, краж, убийств, в поиске наркотиков. Не надо думать, что мы выезжаем только на тяжкие преступления — нет, "мелочёвка" вроде пропавшей из сарая бензопилы это тоже наша работа.

Больше всего, пожалуй, краж. Например, не так давно в садовом товариществе под Сергиевым Посадом украли скутер. Вместе со следственно-оперативной группой мы выезжали на место. Собака взяла след и привела нас на другой участок, где указала на зачехлённый кузов припаркованного грузовика. Внешних следов не было, без помощи собаки скутер могли бы и не найти.

Или другой подобный случай.

У женщины в Краснозаводске украли ноутбук. С помощью собаки мы отыскали и квартиру, и комнату, где он находился. Подозреваемую в краже соседку задержали.

Порой бывает опасно, преступники могут быть вооружены. Разбой — не сказать чтоб частое явление, но случается. Недавно в Сергиевом Посаде после одного из таких преступлений мы с собакой шли по следу больше километра и установили дом, где скрывались преступники. После этого в дело вступила группа захвата, подозреваемых препроводили в изолятор.

Нередко мы ищем наркотики, в том числе в сделанных наркоторговцами "закладках" или при обысках. Скажем, наши коллеги задерживают драгдилера, а он потом не может точно вспомнить, где именно заложил для продажи "дозу" — это делается в случайных местах, на дорогах, в каких-то зарослях. При выезде на место мы помогаем ему "освежить память".

Или инспекторы останавливают машину, видят, что водитель находится в состоянии наркотического опьянения и предполагают, что в автомобиле может ещё что-то быть. Конкретный случай: недавно мы осматривали салон вазовской "девятки", собака обозначила лежащие на заднем сиденье кроссовки, где оказался спрятан пакетик с героином.

Ну а то, что время от времени мы выезжаем на поиск взрывчатых веществ, — наверное, все знают, это у всех на виду. Это делается, например, когда поступает сигнал о заминировании очередного торгового центра или школы. Кроме этого, мы занимаемся профилактикой, осматриваем помещения и территории перед проведением массовых мероприятий. Если вы видите на улице человека в полицейской форме с собакой — он её не выгуливает, он работает.

— Бывает ли, что собаки ошибаются?

— Нет. Для собаки не существует двух похожих запахов, каждый из них уникален, она не может их перепутать. Бывает, что кинолог не уверен в правильной трактовке её поведения, но есть способы проверить и уточнить.

— Как долго на месте преступления может сохраняться запаховый след? Могут ли собаки взять его через продолжительный промежуток времени?

— От законов физики никуда не уйти: запахи рано или поздно улетучиваются. Всё зависит от температуры, влажности, места действия. При подходящих условиях собака может взять след и через неделю. Если время совершения преступления неизвестно, по поведению собаки кинолог может сделать достаточно надёжные выводы о том, когда это произошло.

С некоторых пор запахи научились сохранять в специальных одорологических центрах, один из которых расположен в Сергиевом Посаде. Но наших собак там не задействуют, у них есть свои собственные собаки-детекторы с очень тонким нюхом.

— Как происходит отбор собак?

— Сейчас у нас есть лабрадоры, немецкие и восточно-европейские овчарки. Это наиболее универсальные породы по физическим данным, чутью, сообразительности. Отбор очень строгий. Как правило, животные попадают к нам из специализированных питомников. Чтобы взять собаку на службу, необходимо убедиться в том, что она физически здорова, стрессоустойчива и социально адаптирована — не боится громких звуков, адекватно реагирует на толпу, велосипедистов, кошек, пьяных. Это проверяется: инструкторы смотрят, как животные ведут себя, например, при взрыве петарды, в каких-то стрессовых ситуациях. Кстати, у каждой собаки есть своё "личное дело", куда записываются все сведения о ней — возраст, порода, кличка, прохождение прививок, медицинские показатели. Регистрационный номер дублируется в электронном чипе, вшитом под кожу.

Первоначально все собаки в обязательном порядке проходят общий курс дрессировки — их учат выполнять команды, работать с кинологом. Затем, в зависимости от проявленных качеств, начинается спецкурс. Например, одних собак натаскивают на работу по горячему следу, а других — на поиск наркотиков. При этом все они должны обладать одинаковыми силовыми навыками, уметь обезвредить преступника и ориентироваться в сложной ситуации.

— Рано или поздно, собака состарится. Наверное, трудно с ней расставаться...

— В среднем собака работает от шести до десяти лет. Это индивидуально, зависит от состояния здоровья, интенсивности нагрузок. Следовые собаки выезжают по вызовам часто и много, усталость рано или поздно накапливается. Когда собака состарится, её списывают и отдают в хорошие руки. Как правило, её забирает кинолог, с которым она проработала вместе много лет. Конечно, расставаться с другом сложно.

 

Беседовал Александр Гирлин

Фото Анатолия Максимова


О себе:

— По основному образованию я экономист, в кинологию попала относительно случайно, но очень увлеклась. Я знаю, что трое моих детей гордятся, что у их мамы такая замечательная интересная работа. Перекладывать бумажки в офисе — это не для меня.

Сотрудник полиции, избравший работу кинологом, обучается в специальном кинологическом центре МВД России. За ним закрепляется одна собака, с которой он, как правило, работает много лет. У меня сейчас молодая немецкая овчарка, ей меньше года. По паспорту её зовут Гламур Бидс Цезария, но для краткости мы называем её просто Зара.