День учителя в России отмечается 5 октября, праздник по праву считается всеобщим и глобальным — примерно как Новый год и 9 мая. Сначала мы сами учимся в школе и поздравляем учителей, а потом учатся в школе наши дети, и мы, родители, тоже поздравляем учителей. Вспоминаем их всю жизнь и добрым, и недобрым словом, что уж таить. Так кто он — учитель средней школы?

На краю нашего района расположена небольшая деревенька Торгашино. Жителей там чуть более тысячи человек, и всего одна средняя школа, в которой работает учителем и директором Владимир БУХАРОВ. С рассветом, перед началом уроков, он идёт кормить небольшую стайку кур (их у него пятнадцать) и верного друга — лайку по кличке Буян, а затем спешит открывать школу — и так уже 41 год.

— Где вы учились?

— Учиться сначала ходил во Власовскую начальную школу два километра, потом в Хребтово семь километров — там было проще учиться. В этом селе жила бабушка — иногда оставался у неё, а так — летом на велосипеде, зимой на лыжах добирался. После Хребтовской школы поступил в Краснозаводский химико-технологический техникум, получил специальность техник-технолог по холодной обработке металла резаньем. По направлению отправился работать в город Азов Ростовской области, где вначале поработал фрезировщиком, затем немного планировщиком, после чего отслужил два года в армии в городе Истра, в противовоздушной обороне. После армии вернулся на родной Азовский завод кузнечно-прессовых автоматов. Там же познакомился с будущей женой, женился. Как-то приехали отдохнуть в Торгашино, и ей здесь понравилось. В Азове мы жили у родителей жены в небольшой комнате вроде летней кухни: пока печка топится — тепло, прогорела — холодно. Переехали сюда, сначала жили у мамы в её двухкомнатной квартире, а вскоре и своим жильём обзавелись. Я устроился инженером по технике безопасности, а потом стал председателем профкома совхоза.

— Как попали на работу в школу?

— В это время начали строить школу, и мне в силу моей должности приходилось заниматься школьными делами — ездил закупать оборудование, занимался оформлением бумаг. Помогал первому директору Сергею Ивановичу Миронову. После открытия школы он стал меня агитировать к себе учителем труда (смеётся), а у меня как раз наступал срок переизбрания. Отпускать с хозяйства меня не хотели, но в конце концов удалось перейти в школу учителем труда. Школу не успели сдать в срок, открыли 15 сентября, и уже в октябре я стал вести свои первые уроки. К нам присоединили власовскую, хребтовскую, шурмовскую, федорцовскую, селковскую школы, было порядка трёхсот детей, которых доставляли совхозные автобусы. Сегодня совхозы рухнули и приходится собирать детей своим школьным автобусом. Сегодня возим только из Федорцова, а раньше ездили и дальше — в Заболотье, Калошино.

В 1984 году мне предложили стать директором, и вот уже 33 года руковожу школой. 41 год в школе.

— Не жалеете, что ушли с профсоюзной работы?

Об уходе из совхоза не жалею, всегда любил эту профессию — учитель. Правда, сейчас директорская должность отрывает от учебного процесса.

— Какой вы директор?

— Быть за старшего брата или отца учителю и ученику, уметь принять соломоново решение, быть столпом и моральным ориентиром — это важно, так как все решения в конечном счёте принимает директор и все смотрят на него. Даже порой за стенами школы, на улице, встретят и спрашивают мнение, просят дать совет.

В работе с учительским и ученическим коллективами бываю строгим и требовательным, а иногда отзывчивый и добрый — всё по мере необходимости.

Всегда старюсь не обижать людей — им работать надо, поэтому не стоит особо махать шашкой. Надо уметь договариваться с людьми, находить взаимопонимание. Хотя бывают ситуации, когда приходится потребовать что-то, а где-то — договариваться и решать вопрос совместно.

— Не хотелось уйти в городскую школу работать?

— Понимаю, что в городе у директора большие возможности, но мне и в родной школе хорошо, и в деревне.  У меня всё здесь есть. Хорошая природа, люблю лес, хожу на охоту. За сорок лет уже выработался такой образ жизни: дом, семья, хозяйство, коллектив, а главное — дети, ради которых трудишься. А общественной работой я вдоволь позанимался. В прошлом был председателем добровольной пожарной дружины, состоял в обществе «Красного креста», был командиром сандружины. Пусть сегодня занимаются этим молодые, у них современные взгляды на жизнь, новые понятия.

— Помните своего первого или любимого учителя?

— Это было так давно! Хорошо запомнилась учитель математики Хребтовской школы Зоя Ивановна Виноградова. В доме, где я жил у бабушки, были комнаты для ребят из дальних деревень, которые оставались ночевать. Так Зоя Ивановна, помню, к ним приходила вечером, проверяла домашнее задание, помогала выполнить задание не только по её предмету, но и по другим. Для меня этот учитель стал примером, как надо относиться к детям.

— Какими качествами должен обладать учитель?

— Любить детей, уважать их, и конечно, уметь требовать, не унижая их — это самое главное. Учитель должен быть отзывчивый, добрый и в тоже время настойчивый. Основа — желание работать.

На тридцатилетие школы мы создали музей в кабинете истории. Он так родился: гулял по лесу, наткнулся на старинный предмет, стали его с историком изучать, с краеведами… И все поддержали идею, стали искать предметы старины.

— Остаётся время на семью?

— Моя семья — я да жена. Она работает со мной рядом, социальным педагогом. Сын с женой и тремя детьми тут живут, дочь работает учительницей в Сергиевом Посаде, дочки её там же учатся, занимаются лыжным спортом.

— У вас есть кредо?

— Не бояться трудностей!

 

Уходить Владимир Георгиевич пока не собирается: смеётся, что не отпускают, нет замены. Ведёт два часа в неделю уроки труда и кружки технического творчества в школьной мастерской, которую создавал сам.

А до 2016 года вёл в школе бесплатное производственное обучение, обучая мальчишек профессии механизатора, а по окончании курсов выдавал удостоверение тракториста. «С этого года правила изменились, раньше удостоверение получали в 17, а сегодня — в 18 лет. Я их обучаю, а выдать ничего не могу, — с грустью вспоминает Бухаров. — И спроса нет, раньше был совхоз, сеяли-пахали. Нам совхоз помогал с тракторами для обучения. Детям по итогам уборочной покупали путёвки, и отправляли их в экскурсии — в Вильнюс, Минск, Санкт-Петербург и другие города. Считаю, такие подготовки необходимо оставлять при школах, когда-то в жизни пригодится».


 

Александр ФРОЛОВ, руководитель администрации, в прошлом работник сельского хозяйства:

«Три десятка лет я работал в Торгашинском хозяйстве и могу сказать, что Бухаров сделал большой вклад в развитие местного сельского хозяйства, подготовив несколько сотен трактористов. А что касается школы, без него она существовать не сможет. Он настоящий хозяин — и крышу ремонтирует, и крылечко шпаклюет. Сильный руководитель и хозяйственник, вырастивший сильный педагогический коллектив».

 

Сергей Балакин, глава Селковского поселения и ученик Бухарова:

«Для меня Владимир Георгиевич — это легенда и история Торгашинской средней школы, это человек огромной энергии. Он — лицо, которое ведёт за собой школьный коллектив. Я его знаю 40 лет. Он практичный, добрый, трудолюбивый, хороший организатор с огромной работоспособностью.

С ним у меня связан один случай. После школы я уехал учиться, переехал в Челябинск, там прожил чуть более двадцати лет, а потом вернулся сюда. И первым делом захотелось с ним встретиться. Это были 90-е годы — голодные, когда учителя практически ничего не получали. Я приехал в Торгашино, зашёл в школу, но его не встретил. Мне сказали — пасёт скотину. Я удивился: казалось бы, директор школы, должен быть обеспечен. Пошёл на окраину посёлка. И правда — стоят две коровы, Владимир Георгиевич косит траву, занимается заготовкой. И в этих нищенских условиях он смог выстоять, сохранить коллектив. И позже, когда приезжал, видел, как в сезон отпусков, когда все уезжали на юг, он красил полы, что-то чинил».