Рынок связи поделён между четырьмя операторами. Жёсткая конкуренция идёт на пользу потребителю. Но так будет продолжаться не всегда.

 

Кто представлен

Наименования основных мобильных операторов у населения на слуху. Рекламируют их назойливо и методично. МТС и «Мегафон» собирают деньги с 80 миллионов абонентов. «ВымпелКом», он же «Билайн», раздаёт связь 57 миллионам россиян. «Ростелекому», вписавшемуся в поворот истории под брендом «Теле-2», доверяют 40 миллионов соотечественников. От стационарных телефонов население массово отказывается. Активных абонентов осталось чуть более 20 миллионов.

На восемь-десять лет «запаса прочности» проводных сетей хватит. А дальше — кто знает. Принудительный переход на сим-карты отнюдь не исключён. Есть и более мелкие операторы под другими брендами, но над каждым из них «шефствует» кто-то из четвёрки, предоставляя свои вышки и каналы связи.

 

Цены и прибамбасы

Рынок-2017 явно благоволит покупателю. Цены снижаются под давлением научно-технического прогресса и конкуренции. Операторы «запихивают» в квитанции полный пакет услуг, формируя примерно сопоставимые ценники.

Связь МТС обойдётся в меру говорливому абоненту в 500-600 рублей ежемесячно. 550 рублей за похожие услуги предлагает «Билайн», 600 рублей — «Мегафон», за 400 рублей что-то подобное предлагает «Теле-2».

Пакеты услуг похожи друг на друга, но не идентичны — спасибо рекламным отделам. «Замануха» от «Билайна», например, включает в пакет возможность приобрести пакет интернет-ТВ на 140 телеканалов за 345 рублей, застраховать имущество за 150 рублей и приобрести «антивирус» за 119. «Мегафон» щедр на минуты и на интернет-трафик, но не балует смс-ками. На «всё про всё» абонент потратит 950 рублей. МТС благоволит любителям телевидения (250 рублей за опцию интернет-ТВ на 170 каналов) и не очень благосклонен к интернет-любителям, урезая трафик до 7 и 10 гигабайт в тарифах эконом-класса. Бренд «Теле-2» подойдёт «говорунам» и общающимся только по телефонам, поддерживающим современную связь 3G и 4G.

Говорить «сколько влезет» по домашнему стационарному телефону в Подмосковье без учёта международных и мобильных звонков в среднем стоит 502 рубля. Дороговато с учётом явных минусов эксплуатации. Потому и отказываются от них тысячами даже те, кто подключался по большому блату в эпоху брежневского застоя.

 

Покрытие

На бумаге выглядит всё неплохо. Если верить картам, сети 4G (высокоскоростной интернет для стационарных и подвижных абонентов) накрыли паутиной весь Сергиев Посад и окрестности. К реальности это имеет отношение весьма условное. Мобильный интернет любого оператора может «сбоить» на отдельных участках проспекта Красной Армии, не говоря об окраинах — таковы технические возможности мобильной связи образца 2017 года. Хотя, справедливости ради, серьёзных «проколов» стало в разы меньше, чем пять лет назад.

Зона высококачественной связи 4G от «Teлe-2» выглядит скромно. Васильевское, Краснозаводск, Шеметово, Лоза, Скоропусковский и львиная доля Сергиева Посада на широкие коммуникационные возможности по-прежнему рассчитывать не могут. Мобильный «супер-интернет» от МТС практически не затронул Богородское и Пересвет. Очаговые сбои в райцентре и на дорогах местного значения демонстрирует «Билайн». Наименьшее количество «чёрных дыр» наблюдается в покрытии «Мегафона», но технические проблемы централизованного характера имели место даже весной 2017 года.

 

Об аппаратах

Мобильные телефоны и смартфоны выпускает более 100 компаний под 144 брендами, число которых прирастает ежегодно. Подавляющее большинство средств связи имеют бирку «сделано в Китае». Общее число моделей, стоящих на конвейере, превышает одну тысячу.

Три года назад самые дешёвые гаджеты можно было приобрести за 400-500 рублей. Но рубль обвалился. В связи с этим розничная цена кнопочного электронного ширпотреба из Поднебесной подросла до 700-1200 рублей за штуку.

По другую сторону рынка — бизнес-класс. Последние модели марок Apple (США) и Samsung (Южная Корея) продаются за 55-70 тысяч рублей. Цены на дизайнерский эксклюзив, инкрустированный золотыми камнями, исчисляется миллионами долларов.

Американцы стабильно удерживают мировое лидерство по объёмам чистой прибыли в сегменте смартфонов. На счетах фирмы оседает по 50 миллиардов долларов в год. Позиции прочны, но желающих их расшатать хватает.

Российский потребитель всё чаще игнорирует большую двойку, отдавая предпочтение китайско-тайваньским брендам Meizu, BQ, HTC и Huawei в ценовом сегменте от 5 до 20 тысяч рублей.

Наш производитель в арьергарде. Широко разрекламированный Yotaphone никак не найдёт своего покупателя. По разным оценкам, за четыре года было реализовано от 70 до 100 тысяч отечественных гаджетов — в сотни раз меньше, чем у лидеров.

 

Выводы

«Тепличные» условия для потребителя могут закончиться в любой момент. Серьёзное давление на рынок окажут антитеррористические поправки в российское законодательство. Знаменитый «пакет Яровой», по экспертным оценкам, обернётся удорожанием сотовой связи на 30 % и более.

Рост ценника могут спровоцировать и новые услуги и опции, которые включаются в тарифные планы ежегодно. Отсутствие новых операторов провоцирует общую стагнацию рынка и создание условий для монопольного сговора четвёрки крупных игроков. При этом цены на сами аппараты, даже новейшего поколения, будут неуклонно снижаться по мере роста качества китайской продукции.