Сергиев Посад рад потоку туристов, но выдерживает его с трудом. Интерес к городу в последнее время заметно растёт — за три года он утроился до 1,5 млн, но без новых дорог, новых гостиниц, обслуживающей инфраструктуры нам придётся всё тяжелее и тяжелее.

Об этом и многом другом говорили на форуме «Новый старт «Золотого кольца». В наш город при-ехали представители туриндустрии и транспортных компаний, специалисты в области продвижения брендов, сотрудники паломнических центров, переводчики и специалисты в области сферы питания…

Сергиев Посад принимает форум не случайно. В этом году наш город выбран столицей «Золотого кольца», к тому же дата совпала с традиционным посадским фестивалем матрёшки — праздником российских промыслов, который проходит в пятый раз. Завершился фестиваль концертом под открытым небом у стен Троице-Сергиевой лавры — на Красногорской площади звучала опера «Евгений Онегин».

 

«Плохую картину переживёшь, плохое блюдо запомнишь»

«Золотое кольцо» — самый популярный туристический маршрут в России. Слова «Golden Ring» прекрасно знают во всём мире. Но получилось так, что известность бренда переигрывает сам маршрут — инфраструктура и обслуживание на протяжении пути не дотягивают до звания лучших в стране. Об этом сказала заместитель министра культуры РФ Алла Манилова, и задача, по её словам, в том, чтобы дотянуть маршрут до статуса бренда.

Причин, по которым «Золотое кольцо» не дотягивает, несколько. Сами города не всегда чистые и благоустроенные. Им не хватает инвестиций. Турист видит на местных прилавках одни и те же сувениры, по большей части сделанные в Китае. И даже график работы музеев — как правило, государственных — неудобный: закрываются слишком рано.

Что делать? Среди прочего эксперты предлагают создать единые стандарты обслуживания, продумать общий календарь событий, внедрить общую для всех трёх областей систему транспортной навигации и единую дисконтную карту, которую бы принимали в ресторанах и музеях.

Владислав Шулаев, сопредседатель Ассоциации по брендингу и продвижению территорий, отметил, что никто в стране не смог повторить успех маршрута по простой причине — никто не вывел формулу успеха его популярности.

Об особенностях регионального общепита говорил Леонид Гелибтерман — единственный россиянин в экспертном совете по гастротуризму Всемирной туристской организации. Он сопоставил лучшие рестораны в городах «Золотого кольца» по версии популярного туристического сайта tripadvisor.com (от Сергиева Посада там значится «Вареничная № 9»). Выяснилось, что русские блюда в них представлены не на первом месте, а иногда их там и вовсе нет. Турист хочет ощутить дух провинции, так зачем ему преобладающие итальянская и японская кухни — вопрос.

И конечно, за качеством надо следить. «Плохую картину переживёшь, плохое блюдо запомнишь», — привёл полушутливый пример Леонид Гелибтерман.

 

Фестиваль — индикатор

Фестиваль русской матрёшки — это ярмарка, где свои работы продавали мастера из полутора десятков регионов России. Кузнецы и гончары учили всех желающих ремеслу. На подиуме проходил показ мод. Звучала музыка. О том, как это было красиво, лучше всяких слов расскажут фотографии.

Вместе с этим фестиваль показывает, как народные промыслы существуют в России.

Семья Тумановых из Кольчугина решила не копировать известные образцы, а придумала собственный стиль — их роспись напоминает кружева. Елена Туманова, директор Кольчугинской картинной галереи, заодно рассказала, как они с жителями города отстояли залы: новый мэр решил перепрофилировать здание, и тогда в администрацию пошёл вал писем. Галерею сохранили.

Общий настрой такой — зарабатывать на жизнь промыслами сложно, но можно, к тому же в последние годы в стране всё-таки что-то меняется. Площадок, подобных сергиевопосадской, стало больше. В регионах создаются областные и муниципальные центры поддержки промыслов, о чём говорили гости из Тулы, Липецка и других городов. И интерес покупателей растёт, даже если позволить себе что-то дорогое могут не все.

 

«Онегин» на Красногорской

Это запомнится надолго! На Красногорской площади смонтировали огромную сцену, и вечером там выступил оркестр «Новая Россия» с маэстро Юрием Башметом. Звучала опера «Евгений Онегин», пели солисты Большого театра, текст читали актёры Игорь Золотовицкий и Ольга Кабо.

Музыка звучала безупречно, декорации были лаконичными, но эффектными. Видеоряд в стилистике напоминал компьютерную игру, какой она могла бы быть во времена Пушкина.

Солисты Большого были в прекрасной форме, но чтецы время от времени запинались. Для тех, у кого не было пропуска в вип-зону, вечер оказался и физическим испытанием — выстоять два с лишним часа на ногах смогли не все. Самые смекалистые принесли с собой стремянки — сидеть удобно, видно далеко.

Цветов артистам было мало, но аплодисменты как будто компенсировали эту оплошность.

 

 

Фоторепортаж с фестиваля смотрите в галерее.

 

КОММЕНТАРИИ

 

Алла Манилова, заместитель министра культуры РФ:

— Инвестиции в туризм — длинные деньги. Они менее окупаемы, чем, например, в случае со строительством жилья. В Московской области поступили правильно: начали с продвижения туристского ресурса, чтобы инвестор увидел существующий поток. А в Сергиевом Посаде турпоток очевиден.

 

 

 

Ольга Косарева, министр культуры Московской области:

— Сергиев Посад вошёл в число пилотных территорий по развитию туризма в Московской области. При выборе для нас была важна имеющаяся туристическая привлекательность, число объектов показа, активная позиция муниципалитетов.

 

 

Сергей Пахомов, депутат Государственной думы:

— В 80-е годы в Загорск приезжали 500 тысяч туристов. В девяностые эта цифра снизилась до 300 тысяч. В 2013-м мы вышли на прежний уровень в 500 тысяч, и уже через три года приняли 1 млн 700 тысяч. Это потенциал «Золотого кольца» в целом.

 

 

 

Сергей Двойных, депутат Мособлдумы:

— Мы видим, что туристическая сфера в Сергиевом Посаде выходит на новый уровень. Наш город действительно становится туристической столицей Московской области, куда приезжают не только посмотреть святыни Лавры, но и принять участие в различных мероприятиях. И этот год в этом отношении стал показательным — сергиевопосадцы и гости города могли участвовать в самых разных событиях. Поэтому перед нами стоит задача сделать Сергиев Посад максимально удобным как для жителей, так и для туристов.