Электронные девайсы входят в жизнь, а профессии уходят из неё. С каждым годом во всех городах России становится всё меньше кондукторов. Связано это с установкой систем безналичной оплаты проезда: приложил карточку — и кондуктор не нужен. Пока ещё в автобусах можно встретить кондуктора, мы познакомились с одним из них — Анной Сластуновой.

 

«От зари до зари»

На работу Анна уходит, когда её трёхлетняя дочка ещё спит. Первый рейс откроет двери для пассажиров в 4.30, значит, нужно приехать пораньше. Анна живёт в Краснозаводске, на работу молодую женщину забирает служебный транспорт.

 В Сергиево-Посадском районе ежедневно в рейс выезжают 124 автобуса «Мострансавто», на которых трудятся 55 кондукторов, из них 31 — пенсионеры.

Анне 34 года, она недавно вышла из декрета. Её мама 15 лет проработала кондуктором, в прошлом году вышла на пенсию. Анна как раз искала работу и на предложение мамы попробовать профессию кондуктора согласилась. «По образованию я бухгалтер-экономист, но решила, что не стоит отказываться от предложения. Ни разу не пожалела, мне моя работа нравится», — рассказывает про себя Анна.

 

Пора в путь-дорогу

Дорогу дальнюю Анна не любит. Ей по душе городские маршруты: на каждой остановке люди входят и выходят, а значит, кондуктор всегда занят. Когда много работы, то и день быстрее проходит, а заканчивается он около 19 часов. Именно городские маршруты быстрее перейдут на систему безналичного расчёта. Когда тариф единый, карточку достаточно приложить к терминалу один раз. А вот на дальние расстояния её нужно будет приложить при входе в автобус и при выходе, чтобы система посчитала оплату согласно расстоянию.

Пока на дальних маршрутах в некоторых местах не ловится связь, и с системой оплаты иногда могут возникать технические сложности. С этими трудностями справятся IT-технологии, а значит, безналичные системы оплаты войдут в жизнь пассажиров, при этом со временем кондукторы выйдут из неё. Но Анну это не пугает. Компания предложила ей пройти обучение на другую профессию — диспетчера. Новые перспективы работы девушке нравятся, но она говорит, что будет скучать по пассажирам. 

 

«Если с другом вышел в путь»

В работе кондуктора Анне нравится общение с людьми. Конечно, бывают и конфликтные ситуации. «В этой работе главное — терпение», — считает Анна. Часто бывают нетрезвые пассажиры, но с ними кондуктор старается быть вежливой и спокойно объясняет, что пора выходить, или будит, когда автобус прибывает на конечную остановку. Часто туристы спрашивают, как пройти или проехать к достопримечательностям. Кондуктор говорит, что ей не сложно подсказать людям дорогу, ведь в нашем городе они гости.

За год работы у Анны появилась подруга, с которой познакомились в автобусе. Женщина в одно и то же время ездила на маршруте № 9 на работу, а наша героиня как раз работала на нём. Сначала просто здоровались, потом разговорились и стали общаться, а теперь вместе гуляют и ходят друг к другу в гости.

Хорошие отношения у Ани складываются не только с пассажирами. «Вы снимайте её, снимайте. Это хорошая девочка», — советует нам бабушка, зашедшая на Молокозаводе.

Кондуктор всегда работает в паре с водителями. Когда с напарником отношения хорошие, то и трудиться легко: в перерывах можно пошутить да поболтать, а иногда водители помогают и даже защищают кондукторов от агрессивных пассажиров.

 

«Доживёт ли второй век»

Профессия кондуктор появилась в России примерно в 1855 году, и сначала работали они на поездах. Помните песню: «Кондуктор, нажми на тормоза»? Примерно этим и занимались в то время. Потом стали по-являться различные виды наземного транспорта, где кондуктор был необходим.

Помню, в школе у меня была подруга, у которой бабушка работала кондуктором. Это была грузная пожилая женщина с короткими и кудрявыми от «химии» волосами. После школы мы часто проезжали с ней несколько остановок до дома, и в эти моменты мне хорошо запомнился её властный и громкий голос: «За проезд все передали? Чё стоим-то?»

Аня — совсем не такой кондуктор, она спокойно подходит к пассажиру, вежливо просит оплатить проезд. И это не потому, что журналист с фотографом стоят за спиной, это теперь такие кондуктора.

В 2055 году профессии кондуктор исполнилось бы 200 лет. Но с учётом молниеносного развития электронных технологий, видимо, жить этой профессии не больше 10 лет. Это не хорошо и не плохо. Одни профессии заезжают в депо, завершая свой последний рейс, а другие бодро выходят на дорогу — в первый.

 

КОММЕНТАРИЙ

Роман КОРМАКОВ, директор Автоколонны № 1791, филиала ГУП МО «Мострансавто»:

 

На сегодняшний день оборудование для безналичной оплаты проезда (СОБОП) установлено в 80 % автобусов нашей Автоколонны. До конца текущего года оно появится во всех автобусах филиала. Наряду со сложностями, которые носят временный характер, переход на безналичную оплату поездок имеет важные преимущества, такие как система скидок при оплате картой «Стрелка», исключение человеческого фактора и возможных ошибок при расчёте стоимости проезда.

При использовании СОБОП билеты формируются автоматически, что очень важно, ведь наличие билета у пассажиров гарантирует страхование на протяжении всей поездки. Транзакции отображаются в личном кабинете на сайте ЕТК «Стрелка». Через этот сервис при необходимости можно распечатать нужный проездной талон.

С внедрением оборудования для безналичной оплаты проезда, конечно, предусмотрена оптимизация штатного состава кондукторов. Но проходить она будет планомерно. Мы предлагаем нашим сотрудникам обучение и стажировку для перепрофилирования и последующего трудоустройства на вакантные должности.