Одна из самых ранних матрёшек в коллекции Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника — «Девушка с петухом», поступившая от семьи Стахеевых, в прошлом известной династии крупных промышленников, меценатов, коллекционеров произведений народного и декоративно-прикладного искусства.

Мы вспомнили о ней неспроста.

В 2012 году в Сергиевом Посаде прошёл первый в России фестиваль русской матрёшки. Его подготовил Сергиево-Посадский музей-заповедник, который 10 августа вновь пригласит в комплекс «Конный двор» всех, кому близка и дорога эта кукла.

Там на выставке «Музей русской матрёшки», расположившейся в южном корпусе «Конного двора», представлены матрёшки традиционных центров из Московской и Нижегородской областей, а также Вятской земли. Есть и современные авторские работы.

Но вернёмся к «Девушке с петухом».

Она выполнена в традициях первой куклы-матрёшки, изготовленной в московской мастерской А. И. Мамонтова (брата Саввы Ивановича) при магазине «Детское воспитание» в Москве.

В 1904 году ассортимент закрывшейся московской мастерской выкупили земские художественные мастерские (1891—1913 гг.) Сергиевского Посада, где впоследствии производство матрёшек было поставлено на поток.

Вероятно, эта матрёшка изготовлена в 1900-е годы в мастерских нашего города по образцу художника Сергея Васильевича Малютина — автора первой русской матрёшки.

В «Девушке с петухом» воплощён образ крестьянки в традиционном народном костюме с чёрным петухом в руках. Изображение птицы в данном случае имеет смысловое значение — петух также является символом плодородия и продолжения рода. В христианстве петух считается вестником солнца, его глашатаем. Утренним криком он объявляет о рассвете, приветствует восход солнца, прогоняет нечистую силу. Подобно солнцу, с ним связана символика воскресения из мёртвых и вечного возрождения жизни.

 

Ольга Юрова, старший научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» СПГИХМЗ