Продолжение.
Начало в №№ 49, 52, 55, 58, 61, 64
В июне 1609 года ослабленные цингой троицкие сидельцы, тем не менее, смогли отбить вражеский приступ. Почему же Сапега и Лисовский не попытались решительным приступом захватить монастырь ещё в начале года, когда в монастыре свирепствовала цинга?
Исследования Смутного времени показывают, что внимание Сапеги и Лисовского от Троице-Сергиева монастыря отвлекали народные волнения и восстания в землях и городах севернее и восточнее Москвы.
Виновниками народного негодования стали приспешники Лжедмитрия II. Многие земли и города, надеясь на водворение порядка в государстве, отвернулись от царя Василия Шуйского в Москве и поддержали царя Дмитрия в подмосковном селе Тушино. Надежды не оправдались. Окружавшие Лжедмитрия польские и литовские паны с их многочисленной челядью, казаки, русские дворяне отягощали жителей непомерными поборами, своевольничали. Паны как хозяева устраивались в русских сёлах, грабили и насильничали; для потехи и из злобы они оскверняли церкви, унижали священников, убивали домашний скот, бросая туши в воду или оставляя диким зверям.
В ответ города и целые уезды вновь присягали царю Василию Шуйскому, изгоняли, сажали в тюрьмы или убивали людей Тушинского царя. Восстание охватило огромное пространство: от Верхневолжья до Нижнего Новгорода, от Белоозера на севере до Оки на юге. По требованию Тушинского царя гетману Сапеге приходилось отправлять отряды то в одни, то в другие, часто отдалённые, места. Бывало, лагеря под Троицей покидали то Лисовский, то сам гетман. В результате осада Троице-Сергиева монастыря затягивалась.
Стойкость защитников Троицкой обители вдохновляла на борьбу всё новые земли и города. Самих же троицких сидельцев ободряли известия о выступлении против Лжедмитрия II русско-шведского войска во главе с воеводой князем Михаилом Скопиным-Шуйским и о победах этого полководца над тушинцами.
В конце июля к Сапеге прибыл пан Зборовский с остатками своего полка, потрёпанного отрядами князя Скопина под Торжком. Поражение не убавило у пана спеси. Назвав Троице-Сергиев монастырь лукошком, Зборовский не без иронии спросил Сапегу: «Что за бездельное ваше стояние под лукошком? Почему бы то лукошко не взять, да ворон не передавить?» Умудрённый опытом осады, гетман Сапега предоставил руководство новым приступом самому Зборовскому. Численность вражеского войска под Троицей достигала двенадцати тысяч; в монастыре же, по свидетельству Авраамия Палицына, оставалось не более двух сотен здоровых воинов.
За три часа до рассвета 28 (8) июля тушинцы, собравшись в колонны, с разных сторон пошли на приступ. Казалось, ничто не спасёт на сей раз Троицкую обитель, но произошло чудо. В темноте на пересечённой оврагами, рвами и окопами местности колонны затеяли сражение между собой и, по свидетельству участника приступа, казачьего атамана, потеряв строй и порядок, бежали в свои станы.
Ночной приступ завершился потерей многих знатных панов, тогда как в монастыре на стене была убита одна женщина. На утро Сапега и Лисовский, глядя на прослезившегося от досады Зборовского, смеялись: «Почему не одолел лукошко? Попробуй ещё, раз такой храбрый, разори лукошко, учини славу вечную королевству польскому. Мы не привычны к приступам, а ты премудр, так командуй собой и нами». Осыпанный насмешками, пристыженный пан Зборовский, улучив время, отъехал прочь.
Многие казаки сочли неудачу наказанием Божиим. Говорили о явлении перед самым приступом на крепостной стене двух старцев, сединами как снег украшенных, грозящих казакам, готовым к приступу, наказанием за безрассудность. Сочтя неудачный приступ и явление старцев знамением, часть казаков ушла из-под Троице-Сергиева монастыря. Уход казаков ещё более подорвал боевой дух оставшихся под Троицей тушинцев. Скоро год как сидели они под монастырём, получая вместо вожделенных богатств раны и болезни.
Новым ударом по боевому духу врагов стала удачная вылазка небольшого отряда троицких сидельцев 31 (10) июля. Незаметно выйдя из монастыря, они Благовещенским оврагом пробрались в тыл сапеженцам и отогнали на Пивной двор монастыря стадо скота, подкрепив тем самым силы защитников Троицкой обители.