Передел на рынке курьерских услуг доводит стариков до нервного срыва

 

40 лет горбатился на заводе от звонка до звонка, не имея права на пятиминутное опоздание, а теперь не можешь получить всю причитающуюся тебе по закону пенсию — вовремя и не по частям. Мягко говоря, обидно и нечестно. Вместо «извините, виноваты, исправимся» просят потерпеть и подождать или подписать какой-то договор во времена, когда доверять посторонним людям опасно.

 

Обрезали крылья

В двусмысленной ситуации оказались подмосковные пенсионеры, пользовавшиеся услугами доставщиков пенсий от банка «Крыловский». В июне 2017-го «Пенсионный фонд России» разорвал отношения с этой структурой, что повлекло за собой кучу неудобств для самой незащищённой категории населения. В местном отделении ПФР утверждают, что ранее контракт с банком со-гласовывался на высшем федеральном уровне и повлиять на мнение пожилых граждан никак не могли.

Сегодня сергиевопосадский ветеран Геннадий Фёдорович Соцков не может получить причитающуюся ему по закону льготную компенсацию за услуги ЖКХ по линии соцзащиты вместе с пенсией, как это было раньше. Вынужден теперь ужиматься в средствах, нервничать, обзванивать редакции газет в поисках правды — за себя и за десятки других, что поскромнее да помолчаливее.

Когда-то он был клиентом того самого «Крыловского». Теперь находится под опекой курьерской структуры — ООО «Национальный центр доставки». С пенсионным фондом у неё отношения выстроены, а с соцзащитой всё глухо. Но таков закон. Не может частная лавочка так просто ворочать установленными государством льготами. Пенсия — собственность личная, распоряжаться ей получатель волен как угодно, а причитающиеся к ней дотации — уже бонус от государства. С ним всё сложнее.

В самом «Национальном центре доставки» успокаивают: ещё чуть-чуть — и всё образуется. Мол, уже лежат где-то в правительстве поправки в законодательство, которые позволят им носить пособия двух видов. Но когда это будет — доподлинно не известно. Местному подразделению соцзащиты коллизии частных центров доставки с законодательством интересны постольку-поскольку. Их дело — обзвонить пенсионеров и доступно объяснить, что прежняя схема доставки работать не будет и необходимо подписывать новый договор.

 

Загадка «Крыловского»

История бюрократического казуса, в который угодили пенсионеры, началась в 2008 году. Региональный коммерческий банк, названный не в честь русского баснописца, но по имени одной из станиц Краснодарского края, подмял под себя увесистую долю курьерского рынка ПФР в Подмосковье. Многие тогда удивлялись. Потому как бегать по стариковским квартирам с конвертами — для солидного банка не комильфо. Не то чтобы ниже собственного достоинства, просто не по профилю. На то есть другие структуры, взять ту же «Почту России». В последние годы она расправила крылья и получила серьёзную поддержку, но тогда стремительно теряла былой авторитет.

Эстафету подхватили «молодые да рьяные» банкиры с Кубани, которым государство платило по 0,97 % от размера каждой пенсии за доставку (общий курьерский пенсионный рынок по стране в 2011 году оценивался в десятки миллиардов рублей). За дело взялись с душой. В одном только Сергиево-Посадском районе «завербовали» 8000 человек (в некоторых районах значительно больше), иногда с помощью выдачи подарков и продуктовых наборов. Тем и жили весьма неплохо, попутно предлагая пенсионерам положить в банк «гробовые» под 8 % годовых и выше.

Звёзд с неба контора не хватала и не хватает. По рейтингам сайта «Банки.ру» Крыловский значится на 344 месте из 573 представленных в общем списке. По чистой прибыли за июнь и того ниже — 458 место с убытком 18,2 миллиона рублей. В новостных лентах фигурирует скупо и в основном в скандальном контексте. Весна была насыщенной. Банк начало бросать то в жар, то в холод. Подмосковные отделения открывались целыми пачками, тут же закрывались, что отмечалось бизнес-порталами… Со стороны выглядит всё как-то ненадёжно, на что государство и отреагировало.

 

Карты решают не всё

Пенсионерам предложили два варианта. Первый — следовать за Германом Грефом и учиться жить по безналичному расчёту. Завёл себе карточку «Мир» в одном из ближайших отделений Сбербанка, и не жди никаких курьеров: деньги будут «капать» туда вместе с процентами (по 3,5 % в год).

Современного пенсионера новомодными штучками в стиле hi-tech не удивишь. «Новые 60-летние» — люди, заставшие смену режима молодыми и энергичными. Подавляющее большинство умеют пользоваться компьютерами, смартфонами. Но не все пенсионеры у нас относятся к категории «новых». Те, кто вышел на заслуженный отдых в конце 80-х — начале 90-х, к новомодным штучкам относятся с недоверием. Да и здоровье не всегда позволяет доковылять до ближайшего банкомата, безошибочно ввести пин-код и рассмотреть, что там написано мелким шрифтом на экране, не говоря уж о чеках. Тут-то на выручку придёт старая-добрая «Почта России», с которой без малейших проволочек готовы работать и ПФР, и соцзащита. Но вернуться в её лоно по умолчанию не получится. Договор о доставке будет необходимо перезаключить, посетив МФЦ или местное Управление соцзащиты.