Недавно депутаты городского Совета проголосовали за повышение на ближайшие полгода предельно допустимого индекса роста платы граждан за услуги ЖКХ в Сергиевом Посаде с 6,1 % до 9 %. Принятое решение имеет прямое отношение к судьбе городского Водоканала, поскольку открывает возможности для привлечения инвестиций, крайне необходимых сегодня ведущему ресурсоснаб­жающему предприятию. Директор МУП «Водоканал» Александр НОРИН, который отработал на новом месте первые сто дней, обозначает нынешнюю ситуацию ещё определённей. По его мнению, спасти жизнеобеспечивающее предприятие и прекратить дальнейшее обветшание городской инфраструктуры может только продуманная инвестиционная программа.

— Александр Михайлович, прежде всего, объясните сергиевопосадским потребителям услуг Водоканала, на сколько с 1 июля увеличивается тариф за водо­снабжение и водоотведение.

— Ровно на ту величину, которая утверждена на этот год областным комитетом по тарифам и ценам. Индексы роста тарифа за услуги по водоснабжению и водоотведению в Сергиевом Посаде составят 3,215 % и 3,826 % соответственно. Ещё раз уточню, что принятый горсоветом предельно допустимый индекс платы граждан за услуги ЖКХ — это всего лишь теоретически допустимый уровень, чтобы на него выйти, в администрации города и правительстве Московской области должна быть защищена конкретная инвестиционная программа с необходимыми для жизни и развития города мероприятиями, с очень серьёзными вложениями средств инвестора в ближайшие 5-6 лет, только после этого областным комитетом по тарифам и ценам будет установлен новый тариф, который начнёт действовать одновременно с началом вкладывания средств в наши проблемные точки. Но это даёт гарантии возвратности вложенных средств и основу для переговоров с инвесторами, которые рассматривают возможность крупных инвестиций в Водоканал. Попытка привлечь крупные частные инвестиции уже предпринималась два года назад. Интерес к проекту проявила строительная фирма «Мортон». К сожалению, из-за кризиса фирму перестали интересовать долгосрочные вложения и сфера ЖКХ, и проект не состоялся. Тогда тоже принимали максимально допустимый уровень увеличения тарифа. До концессии дело не дошло, и рост тарифа в дальнейшем не рассматривали.

— Сегодня есть претенденты вложиться в Водоканал?

— Мы ведём переговоры с несколькими претендентами. Вложения в такие структуры, как Водоканал, это самые долгие по возвратности инвестиции. Если котельная окупается за пять-семь лет, то новые системы водоснабжения, а тем более водоотведения, дают отдачу через десять лет и больше, так как вместе с экономией по одним статьям растут затраты на эксплуатацию по очистке воды и стоков даже по самым современным технологиям. По нашим расчётам в рамках инвестиционной программы за первые шесть лет в Водоканал нужно вложить порядка трёх миллиардов рублей, из них более двух миллиардов в очистные сооружения.

Очистные сооружения, если сравнивать с организмом человека, — это «наша печень», и мы знаем, что бывает, если она вдруг отказывает, не надо забывать и об экологии и о том, что в современной жизни стали использоваться многие чистящие препараты и прочая химия, на которую старые технологии очистки не были рассчитаны. Дальнейшая модернизация водоканализационного хозяйства, с учётом современных требований и планов развития и застройки города, потребует ещё 9-10 миллиардов рублей.

— Почему с предельно допустимым индексом роста платы граждан за услуги ЖКХ разбирались накануне традиционной июльской корректировки?

— В этом действительно была острая необходимость. Я бы даже сказал, что у депутатов фактически не было другого выхода. Напомню, что Водоканал — это 52 водозаборные скважины, 80 % питьевой воды для города и обслуживание 100 % канализационного стока. При этом износ сетей достигает 50—70 %. Бюджета на ремонты в тарифе Водоканала в 16 миллионов рублей в год недостаточно даже на аварийный ремонт, говорить о развитии в этих условиях не приходится.

Водоканал год назад с трудом вышел из процедуры банкротства. График выплат мы соблюдаем, но ещё остаются многомиллионные долги по налогам и электроэнергии, банкротство может возобновиться в любой момент. Тогда о модернизации говорить будет поздно. Если бы городские власти промедлили с решением, мы потеряли бы ещё два года для решения проблем водоснабжения и водоотведения. Для растущего города это была бы непростительная потеря.

— Первая попытка войти в концессию не удалась. Какие у города и Водоканала шансы осуществить задуманное?

— Во-первых, есть понимание крайней важности для города этого проекта. Во-вторых, совершенствуется сама идея концессии. С 1 января этого года в закон о концессии внесены изменения, которые делают программу более защищённой. Теперь обязательными участниками концессии выступают область, инвестор и поселение. Вероятный инвестор обязан принять на себя в том числе долги предприятия, в нашем случае это порядка 300 миллионов рублей. Собственно, у города и Водоканала на сегодня нет другого выхода, кроме модернизации в рамках инвестиционного проекта.

До тех пор, пока не подписано концессионное соглашение с инвестором и не дан старт работе по концессии, Водоканал будет оказывать услуги по существующим тарифам.