Продолжение.
Начало в №№ 49, 52, 55, 58, 61
С честью выдержав первые испытания осады, отбив ночной приступ врага, устроенный 1 (11) ноября 1608 года, верные «государю на Москве» защитники Троице-Сергиева монастыря не стали отсиживаться за крепостными стенами, но предпочли беспокоить врагов частыми вылазками. Иногда вылазки перерастали в настоящие сражения.
Отчаянное и кровопролитное трёхднев-ное сражение произошло в первой половине ноября 1608 года. Прелюдией к нему послужило взятие на вылазке польского ротмистра — командира одного из отрядов гетмана Сапеги. Пленный сообщил о ведении подкопа, но место, под которое ведётся подкоп, указать не мог. По словам пленного, Сапега и Лисовский хвалились «замок Сергиев монастырь» взять и выжечь, церкви до основания разорить, людей перебить, а монахов «всякими различными муками мучити».
Подкоп страшил прежде всего неизвестностью места и срока подрыва. Воеводы приказали копать ров перед напольной восточной линией крепостной стены и слухи — подземные ходы за ту же линию с ответвлениями-слухами. Они позволяли услышать близкую работу вражеских землекопов и определить направление подкопа.
К счастью, необходимость в тяжёлых земляных работах вскоре отпала. Новый пленный и перебежавший в монастырь казак показали: цель подкопа — угловая Круглая башня против подольных церквей, порох же начнут закладывать на праздник Архистратига Михаила.
Стремясь разрушить вражеский подкоп, защитники Троице-Сергиева монастыря три дня подряд, 9—11 (19—21) ноября, атаковали укрепления врага. В атаки они ходили по сигналу осадных колоколов с церкви Святого Духа. Боевым кличем на вылазках было имя Преподобного Сергия. В рядах наступавших шли старцы монастыря, укрепляя боевой дух воинов, помогая раненым.
Фактически под стенами Троицкой обители произошло большое трёхдневное сражение. Лишь на третий день, после того как два отряда, «вкупе нападоша на литовских людей», завязали бой на вражеских позициях в Терентьевой роще и на горе Волкуше, из Святых ворот вышел небольшой отряд головы Ивана Внукова. Отряд атаковал противника, засевшего в развалинах подольного монастыря, а затем захватил устье вражеского подкопа.
Устье, или вход в подкоп, находился неподалеку, во рву, отрытом против Святых ворот монастыря. Ров шёл параллельно восточной линии монастырской крепостной стены. Позднее этот выкопанный противником и уже оплывший ров назвали Служним оврагом, так как он отделял дома Служней слободы от Красногорской площади.
Но вернёмся к сражению. Воины Лисовского вскоре оправились от неожиданности и принудили первые два отряда Троицких сидельцев к отступлению. Лисовчики продвигались в сторону подольного монастыря и того места, где находилось устье подкопа. В эти критические минуты сражения всё решил самоотверженный поступок Никона Шилова и Слоты, крестьян села Клементьева, находившихся в отряде головы Ивана Внукова. По словам Авраамия Палицына, крестьяне вскочили в устье подкопа, заткнули за собой вход и зажгли порох. Подкоп взорвался вместе с двумя героями.
Сражение продолжилось и после уничтожения подкопа. Для врагов оно завершилось поражением. Кроме подкопа и времени на его устройство они потеряли немалое число воинов, в том числе трёх знатных шляхтичей, четырёх ротмистров и иных панов, потеряли несколько знамён. Значительный урон понесла их артиллерия. Взойдя на вражеские батареи, Троицкие сидельцы захватили от восьми до одиннадцати пушек, немало другого оружия, бочки с порохом и прочие припасы. Что смогли, внесли в монастырь. Остальное, включая деревянные укрепления или туры, разрубив на дрова, также забрали для топки печей или подожгли.
Для защитников Троице-Сергиева монастыря трёхдневное сражение 9—11 ноября 1608 года обернулось убедительной победой. Её отметили торжественным молебном и праздничным, до полуночи, звоном колоколов. Радость победы омрачала «скорбь велия» по погибшим соратникам. По сообщению Авраамия Палицына, только 11 ноября монастырь потерял убитыми 174 и ранеными 66 человек, многие из которых были искусны в ратном деле. Среди них голова Иван Внуков, головы Иван Есипов и Данила Протопопов, троицкие слуги Данила Селевин и Меркурий Айгустов.
Поражение вынудило Сапегу и Лисовского отказаться от надежды захватить Троице-Сергиев монастырь вооружённой силой и смириться с необходимостью бесславной зимовки под его стенами. Защитники же монастыря, воодушевлённые победой, продолжили выходить за стены и нападать на врага. Не проходило дня, чтобы из монастыря не было вылазки, а то и двух — утром и вечером. С переменным успехом вылазки ради добычи дров, сена, скота, языков проводились всю зиму 1608—1609 годов, пока «замок Сергиев монастырь» имел людей, а люди — силы сражаться.