Завершившийся на днях театральный фестиваль «У Троицы» подарил зрителям не только интересные постановки со всей России, но и запоминающиеся творческие встречи — жанр сегодня не самый распространённый, однако востребованный. Героем одной из таких встреч стала Ольга Волкова — популярная актриса кино и театра. «Сказ про Федота-стрельца», «Небеса обетованные», «Забытая мелодия для флейты», «Вокзал для двоих» — все эти фильмы сняты годы, а то и десятилетия назад, но до сих пор входят в число любимых у многих.

Она редко расстаётся с пухлой тетрадью, которую называет «копилка». Такие копилки, говорит гостья, должны быть у каждого актёра — будь то на бумаге или в голове, в памяти эмоциональной или фотографической, на уровне ощущений или фактических подробностей.

Под чёрной обложкой в тетради, которую Ольга Владимировна захватила с собой и на сцену культурного центра «Елизавета Мамонтова», где прошла встреча, — сотни таких записей. «Собираешь, собираешь, как в рюкзак, наблюдения».

Для этого достаточно сесть в трамвай, маршрутку или просто на скамейку, но не утыкаться в книжку или телефон, а просто понаблюдать за тем, кто, что и как говорит и как себя ведёт. «Вы окажетесь в фантастическом театре», — обещает актриса, которая, по её же собственному признанию, находится в этом театре по сей день, много десятков лет.

В её фильмографии (к этому слову она, похоже, не привыкла, потому что добавляет выражение «как теперь говорят») много небольших, но точных ролей. Но чтобы сыграть даже самый пустячный эпизод, надо долго и пристально наблюдать за пластикой и походкой окружающих. А те могут даже и не догадываться, что стали подопытными актрисы.

Интересный факт: узнав, что знаменитый клоун Вячеслав Полунин собирает образцы смеха, чихания и храпа, Ольга Волкова записала однажды для него плёнку этих звуков. Невероятно, какие разнообразные бывают эти звуки, удивлялась она!

То, как актёр ощущает себя в костюме, не менее важно, чем эффект, который этот костюм производит на зрителя. «Часто и художники по костюмам, да и сами актёры хотят выглядеть в кино «покрасивше», — рассказывает Ольга Владимировна. Но сама она «смертельно дерётся» за то, чтобы одежда была такой, как и в жизни.

Её коллекция персонажей — бездонная. В отличие от обычных коллекционеров, которые трясутся над своими сокровищами, наша гостья только и делает что отдаёт подсмотренные типажи зрителям.

Из обычной жизни, из случайных встреч в её роли шагнули все эти дамы с камеями и одновременно со свиной головой в капроновой авоське (зрители вспомнят официантку Виолетту из «Вокзала для двоих»), бесцеремонные офтальмологи (как та роботоподобная дама в «Привет, дуралеи!»), бездушные мелкие чиновники и прочие не самые приятные персонажи. «Когда сталкиваешься с хамством, часто не можешь поставить человека на место, — объясняет Ольга Волкова. — Бешенство охватывает, и только одна мысль спасает: ну, думаешь, я тебя, скотина, сыграю. И пару раз удавалось».

 

В жизни Ольги Волковой был период, когда её долго не звали в кино, а она невероятно тосковала по съёмкам. Настолько, что соглашалась и на массовки, и на эпизоды. И все её беды, как ей казалось, происходили во многом из-за того, что она не соответствовала привычным режиссёрским стандартам: «Ходила везде, просилась — некузявая была, маленькая, сорок один килограмм, башка здоровая».

В перестройку обнародовали много документов, прежде скрытых, и это в какой-то мере подтвердило её предположения. И тогда узнала она, что среди постановлений советского Союза кинематографистов был и такой — список лиц, не рекомендованных для исполнения главных ролей. «Очень почётный, — иронизирует сегодня Ольга Волкова. — Там Юрский, Инна Чурикова и я в хвосте». Аргумент у создателей этого списка был убийственный — «отсутствие социального здоровья в лице».

Счастливый случай появился в лице Эльдара Рязанова, который увидел её на сцене ленинградского Театра комедии, где Ольга Волкова играла Мымру в спектакле «Сослуживцы». В кино этот сюжет мы знаем как «Служебный роман» по сценарию того же Рязанова в соавторстве с Эмилем Брагинским. «Гений, обойдённый кинематографом! Смоктуновский в юбке», — не скупился на комплименты Эльдар Александрович. И позабыл про неё на много лет, чтобы однажды вспомнить и пригласить в «Вокзал для двоих».

Главный урок, который дала в Хотькове эта 78-летняя обаятельная, подвижная женщина, — любить профессию, быть внимательным и терпеливым.