Наша читательница побывала на днях в одной местной библиотеке, а потом поделилась с газетой впечатлением от визита. Одно огорчение, говорит, — книги старые и ветхие, новых поступлений нет. Да и само здание, мягко говоря, невесёлое, одноэтажное, в хмуром закоулке между домами и промышленными корпусами. «Грустно!» — читалось в её голосе.

Библиотека, о которой идёт речь, находится на Звёздочке. Она ведомственная, принадлежит НИИПХ, но надо отдать ей должное — при всех своих недостатках она находится не в худшем положении. Не закрылась, другими словами.

А ведь за несколько лет в Сергиевом Посаде прекратили работу около половины нецентральных библиотек — небольших, обслуживавших микрорайоны. Читальных залов рядом с домом лишились жители Северного и Скобянки, нет библиотеки на Рыбной улице в районе вокзала.

Крупные библиотеки, наоборот, усилили работу с читателями, привлекли новых сотрудников и удивляют идеями. Так почему исчезают маленькие библиотеки?

 

Каждый год минус тысяча

Ежегодно в России закрываются около тысячи библиотек. Такую статистику привела начальник отдела библиотек и архивов департамента науки и образования Минкультуры РФ Евгения Гусева на недавней встрече во Владимире, сообщает ТАСС.

При этом россияне в библиотеки вроде бы ходят. По данным Евгении Гусевой, читательские билеты есть на руках у трети жителей российских городов и сёл. Многие заглядывают туда и вовсе не имея читательского билета — послушать лекцию, концерт, поработать в интернете или просто полистать литературу, если такая есть в открытом доступе.

Массово закрываться библиотеки начали в конце девяностых. Можно предположить, что так произошло в результате совпадения факторов — с одной стороны, книги стали дорогими, и не все библиотеки смогли приобрести новые. С другой — примерно в то же время в России появился широкий доступ к литературе в Сети.

Но радует и то, что и библиотеки, отмечает чиновник, в последние годы закрываются реже.

Сергиев Посад в этом отношении не сильно выбивается из среднероссийских показателей. Например, в благополучной Москве ситуация похожая — соотношение числа библиотек там едва лучше нашего: четыре с небольшим на сто тысяч жителей. Как и в Лондоне, например.

Но в то же время, если сравнивать с другими городами, нам есть к чему стремиться — например, к шести десяткам библиотек на 100 тысяч эдинбуржцев или одиннадцать на то же число варшавян.

 

«Раньше им бы просто не дали слова»

Центральные крупные библиотеки первыми откликнулись, как принято говорить, на вызовы времени. Поняли, что они теперь не только пункты книгообмена, к чему все привыкли.

Так библиотеки превратились в культурные центры, где можно, например, изучить язык, послушать поэтов, выставить свои фото и картины. А самим библиотекарям пришлось освоить роли организаторов мероприятий, арт-критиков, сценаристов или даже актёров, если требовалось украсить праздник театральной сценкой.

«Мы платформа для активных горожан», — так сегодня обозначает роль своего учреждения директор библиотеки им. А. Горловского Наталья Николаева. И приводит свежие примеры: «Горловка» в этом году стала площадкой «Тотального диктанта», с успехом провела Библионочь, разработала и проводит много гуманитарных лекций…

Коллегам в библиотеке им. В. Розанова тоже есть чем удивить. «Наша библиотека дала возможность сказать слово молодым — поэтам, мастерам, художникам, зачастую андерграундным, — рассказывает сотрудник Алекс Рдултовский. — Многие из них в прежние времена не имели возможности высказаться так широко. Раньше им бы просто не дали слова». Алекс, представитель совсем другого поколения, также участвует в библиотечном ренессансе — этим летом под эгидой своего учреждения он проводит еженедельные бесплатные экскурсии по городу.

 

Просто ходите туда

Получилось так, что самым проворным и везучим кризис помог расстаться с репутацией тихой заводи или — не хотим никого обидеть — богадельни. Муниципальное финансирование помогало приобретать новые книги или мебель, большую помощь оказывали и спонсоры. Они не боялись рисковать. Итог — несмотря на лето в таких библиотеках вал посетителей.

Менее удачливым приходилось сложнее. Получался замкнутый круг — удалённые от центра библиотеки со скромными ресурсами не выглядели привлекательно в глазах читателей, а отсутствие читателей становилось аргументом для властей закрыть библиотеки под предлогом экономии средств.

Не рассчитывают, похоже, на мешок золота с неба и в библиотеке НИИПХ. Но сдаваться не собираются: не так часто, но всё же приглашают местных поэтов, проводят исторические лекции и концерты. Для читателей работает стойка книгообмена — приноси свою книгу, забирай прочитанную кем-то. Вот только одноэтажное, далеко не новое здание, которое делят с музыкальной школой, всё так же отчаянно требует ремонта. Впрочем, это в какой-то мере компенсируется любезностью библиотекарей.

«Вы же сами видели это здание. Сносно по крайней мере», — говорит Владимир Нистратов, заместитель гендиректора НИИПХ, в чьём ведении находится социальная инфраструктура предприятия. Но радости в его голосе не слышно.

Не захотел он ответить и на вопрос, когда в последний раз библиотека получала художественную литературу. «Рассуждать можно сколько угодно, но мы научное предприятие, не культурно-просветительское. Как считаем нужным, так и работаем».

Не каждый из нас, читателей, готов сделать за свой счёт ремонт в своих местных библиотеках, но всё же есть способы помочь им. Самый простой из них — просто ходить туда, сделать их нужными.