От села Клементьева, спустившись к Келарскому пруду и пройдя по его плотине, большая проезжая дорога из Москвы выходила на оживлённый подол перед стенами Троицкой крепости, чтобы затем подняться на гору к Троице-Сергиеву монастырю.
Продолжение. Начало в №№ 49, 52
В конце XVI века на подоле стояли две каменные церкви. Из них сохранилась лишь церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы — древнейшая вне стен Лавры. Введенскую церковь построил Иван Иванович Хабаров. Согласно преданию, его род происходил от Косожского князя Редеди
(XI век), убитого на поединке Тмутараканским князем Мстиславом. Сын великокняжеского воеводы, И. И. Хабаров также отличился в ратных делах. Летом 1535 года, возглавляя отряд лёгкой конницы, он успешно сражался с напавшими на Рязанскую землю татарами: многих истребил, иных пленил и прислал на Москву к великому князю.
В 1542 году удача изменила Хабарову. Ввязавшись «в борьбу партий» при дворе двенадцатилетнего великого князя Ивана IV Васильевича, он попал в ссылку. Возможно, постройка Введенской церкви связана с окончанием недолгой ссылки Хабарова и с возвращением его ко двору. «Лета 7055-го (1547-го) поставлен храм каменной на Подолном монастыре Введение Пречистыя Богородица; а ставил ево Иван Хобаров», — сообщается в «Кратком летописце» Троице-Сергиева монастыря. Не следует ли понимать фразу «поставлен храм каменной», как освящение Введенской церкви? Освящение могло произойти в ноябре 1547 года, в престольный праздник новопостроенного храма.
Летом 1551 года во время похода царя Ивана IV на Казань Хабаров в чине боярина командовал сторожевым полком. Поход завершился временным подчинением Казанского ханства. Боярин Хабаров некоторое время оставался послом в Казани «для полону и иных для управных дел». Из полона было освобождено не менее 60 тысяч русских людей.
В декабре 1552 года боярина поставили воеводой в Смоленске — важнейшем городе-крепости на западных рубежах Московского государства. Казалось, служба шла в гору, но всё испортил пожар, охвативший Смоленск в 1554 году. Воевода попал в немилость и, опасаясь за свою жизнь, затворился в Кирилло-Белозерском монастыре. Тем не менее и в удалённой обители его настигла царская рука: боярин Хабаров был убит, а его имение передано в казну.
Позднее бежавший за рубеж князь Андрей Курбский обвинял царя Ивана IV (Грозного) в желании забрать богатство Хабарова. «Иоанн же Хабаров, — писал князь, — мало о тех сокровищах горевал, так как был человеком книжным и образованным и находил утешение в Боге».
Рассказав о строителе Введенской церкви, вернёмся к большой Московской дороге. Миновав подол, она поднималась на площадь перед входом в Троице-Сергиев монастырь и шла на северо-восток, в сторону богатого рыбой Переславля и далее в Ярославль. С утра до вечера по дороге шли богомольцы, скакали гонцы, проезжали бояре, иноземные купцы и посольские люди, двигались в сторону Москвы большие обозы с рыбой, хлебом, сибирскими мехами и другими товарами.
Время от времени из Москвы в Троице-Сергиев монастырь и обратно проезжали московские государи в окружении придворных чинов и охраны. Венценосные богомольцы везли в обитель богатые пожертвования деньгами, драгоценностями, парчовыми одеждами и даже колоколами. Среди последних назовём два больших колокола, известных впоследствии как «Лебедь» и «Годунов». По приказу царя Бориса Годунова их отлил создатель всемирно знаменитой «Царь-пушки» мастер Андрей Чохов.
В 1601 году свидетелем перевозки из Москвы в Троицкий монастырь тридцатитонного «Годунова» оказался англичанин Уильям Пари. По его словам, 3500 человек тянули повозку с огромным колоколом с помощью чрезвычайно длинных и крепчайших канатов.
Звучный благовест «Лебедя» и «Годунова», призванный молить о благополучии царя Бориса, его семьи и его царства, не уберёг от бед ни Годуновых, ни царство Московское. Среди причин тому и, по выражению Н. М. Карамзина, «злое властолюбие» царя Бориса, отвратившее от него царедворцев и народ, и природные бедствия, постигшие Россию в 1601 — 1603 годах, и враждебное отношение казаков, своеволие которых Борис Годунов пытался ограничить.