Когда моя дочь оканчивала начальную школу, в их классе решили провести опрос: кем дети хотят стать в будущем? Признаться, не все результаты совпали с ожиданиями взрослых. В итоге, в нашем классе набралось две будущих артистки, всего одна медсестра, три художницы, строитель, машинист поезда дальнего следования, пять бизнесменов, банкир и даже один депутат. Одним словом, пока вырисовывается вполне радужная перспектива, которая к окончанию школы, скорее всего, кардинально поменяется. Как показывает время, мало кто действительно способен претворить детскую мечту в жизнь. Приоритеты меняются, а с ними трансформируются и взгляды на профессию.

По информации Роструда, только 27 % опрошенных россиян отмечают, что их работа полностью соответствует полученной специальности. Выходит, что лишь одна треть людей действительно сумела точно определиться с выбором профессии. Интересно, что 67 % респондентов выбрали свою будущую профессию самостоятельно, 19 % — по совету близких и друзей и только 2,5 % — по результатам профориентационных мероприятий.

Сейчас во всей стране проходят единые государственные экзамены. Большинство выпускников уже определились, куда они будут поступать. На выбор специальности влияют не только склонности, но и амбиции, насколько учащийся уверен, что он поступит в выбранный вуз. И в целом не каждый в этом возрасте способен чётко осознать, чем он хотел бы заниматься в будущем.

По своему опыту могу сказать, что выбор профессии дело действительно непростое. Если в тылу, как в моём случае, не стоит династия актёров, медиков или музыкантов, то ты в полной прострации. Начинаешь метаться от одной профессии к другой, примерять на себя разные специальности, пока не приходишь к неутешительному выводу — я не знаю, на что гожусь. И в результате в последний момент в панике подаёшь документы в то же учебное заведение, куда решила поступать твоя расторопная подруга. Так и я оказалась в педагогическом колледже, единственным плюсом которого для меня стала близость к ВДНХ, куда можно было сбежать со скучных уроков. Уже на третьем курсе, после практических занятий, я поняла, что все учителя полубоги, которые имеют ангельское терпение. И если ты, как Джованни Моска из фильма «40 чертей и одна муха», не способен с первого раза сбить из рогатки жужжащую бестию, то тебе не место у доски, потому что ни у одного пресловутого Гверрески не завоюешь авторитета.

Так в свою ныне любимую профессию — журналистику — я попала только со второй попытки.

Чтобы «не промазать» с первого раза, абитуриентам предлагают различные тесты по профориентации. Они предназначены если не точно сказать: «Ты будешь журналистом», — то хотя бы сузить поиски предназначения до конкретного направления. Я попробовала на себе пройти один из них — тест на профориентацию Джона Холланда. Согласно его теории, большинство людей принадлежат к одному из шести типов личности — артистический, предпринимательский, социальный, исследовательский, реалистический, систематический. Люди, которые выбрали себе профессию, подходящую их типу, с большей вероятностью будут довольны работой и добьются профессиональных успехов. Тест по Холланду позволяет определить ваш тип личности и рекомендует профессии, предпочтительные для этого типа.

Мой результат показал: я отношусь к людям артистического типа, которые обладают необычным взглядом на жизнь, глубоким эмоциональным восприятием действительности, гибкостью мышления. Они строят отношения с людьми, опираясь на интуицию, эмоции и воображение. Большинство людей данного типа предпочитают работу с гибким графиком, не выносят жёсткой регламентации, не ориентируются на социальные нормы и одобрение общественности. Профессии, распространённые для артистического типа, связаны с музыкой, театром, кино, литературой, изобразительным искусством.

В целом же, несмотря на умные тесты, чёткого алгоритма в поиске профессии просто нет. Тут главное, чтобы дело, которым вы занимаетесь, приносило удовлетворение. У нас всего одна жизнь и тратить её на работу, которая раздражает и не приносит ежедневно радость, просто грешно.

 

Подготовила Оксана Перевозникова

глас народа

Изменили ли вы мечте детства?

Опрос я решила провести среди людей от 30 до 45 лет, одним словом тех, чья карьера уже сложилась, но кто ещё в состоянии при желании поменять профессию. Респондентам задавали такие вопросы: какую профессию вы выбрали для себя в юности? На кого в итоге поступили учиться? По какой профессии работали и трудно ли было трудоустроиться? Хотели бы в данный момент поменять специальность?

ЕВГЕНИЯ, переводчик:

— К окончанию школы для себя я решила выбрать профессию журналиста, однако пришлось пойти учиться на пиарщика, поскольку в том вузе специальности журналистика не было. Проблем с трудоустройством никогда не возникало. В данный момент переквалифицировалась с пиара на другую работу, связанную с иностранными языками, которая нравится мне больше.

 

Андрей, частный водитель:

— В детстве мечтал стать водителем автобуса. В результате окончил Московский технический колледж инженеров транспорта. Потом ушёл в армию, после которой остался ещё на пять лет по контракту в Федеральной службе охраны спецобъектов. Потом  13 лет работы в милиции/полиции. В данный момент частный водитель у предпринимателя, так что почти осуществил свою детскую мечту.

 

ДЖАМИЛЯ, директор пиар-агентства:

— С пятого класса мечтала быть журналистом. Поставила себе цель поступить на журфак МГУ. Только он! И он случился. На работу устроилась легко: подруга попросила написать про  конкурс «Учитель года России-1997» в «Учительскую газету», где я задержалась почти на десять лет. С тех пор меняла работу уже 3 раза. После журналиста стала пиарщиком, после пиарщика — фрилансером, сейчас — предприниматель.

 

ИВАН, графический дизайнер:

— Хотел быть военным врачом, закончил медучилище, но понял, что в медицинский вуз не поступлю. В итоге пошёл учиться на соцработника, потому что там был льготный конкурс для выпускников медучилищ. На третьем курсе института устроился работать в рекламное агентство. Прошёл все ступени — от курьера до директора своего агентства. В итоге решил остановиться на профессии дизайнера. Сейчас получаю второе высшее образование по специальности графический дизайн. Проблем особых с трудоустройством никогда не было. Менять ничего не хочу, потому что занимаюсь любимым делом.

 

МАРИЯ, менеджер:

— В детстве мечтала быть продавцом мороженого. В юности мне легко давалась математика, поэтому поступила в МИРЭА,  поскольку родители решили, что физика это очень круто (хотя лично я физику не люблю). Сразу после вуза без проблем устроилась работать программистом. В кризис, когда были проблемы с зарплатой, довелось поработать продавцом. Сейчас работаю менеджером. Кстати инженерные знания очень важны в моей работе. Ничего менять не хочу, устраивает пятидневная рабочая неделя, белая зарплата, близость к дому, и то, что работаем с мужем вместе на одной фирме.

 

ЕВГЕНИЙ, предприниматель:

— Хотел стать судомехаником, в школьные годы несколько лет факультативно посещал военно-морскую школу. На судомеханический не поступил — не хватило одного балла. Решил пробовать на следующий год, а пока устроился на Первый Московский часовой завод учеником сборщика часов, где прижился, дойдя до мастера четвёртого разряда, и работал, пока экономические реформы не доконали завод. Потом бессистемно — стройка, библиотека, охрана, грузчик и тому подобное. В те времена без знакомств на нормальную работу устроиться было трудно, даже на неквалифицированный труд. Сейчас нашёл себя в качестве индивидуального предпринимателя. Не уверен, что это то, чем всегда хотел заниматься, но в наших условиях оптимально.

 

КИРИЛЛ, программист:

— Окончил школу, поступил в институт по части программирования, пока учился, уже работал по специальности. С тех пор всю жизнь пишу софт для банков и финансовых организаций. Некоторое время работал программистом в Италии. У меня никогда не было проблем с трудоустройством, напротив, всегда был выбор.

 

АННА, архитектор:

— Никогда в принципе не мечтала о работе. В МАРХИ попала по принципу — «все побежали и я побежал». Просто из художественной школы, где я училась, те, кто умел рисовать, шли в Строгановку или в МГАХУ памяти 1905 года, а те, кто не умел, в МАРХИ (архитектурный). Для меня в чём-то сыграло роль то, что мама была художником и не рисовать я не могла… В профессию с «улицы» (читай «через отдел кадров») в мохнатом 1996 году прийти не получилось, несмотря на то что в организации был дефицит специалистов. Пришлось подключать друзей и знакомых, но это не был блат в буквальном смысле, скорее доставка информации. За 20 лет я поменяла семь рабочих мест. И с каждым разом всё сильнее хочу радикально поменять профессию. Но будучи человеком практичным, осознаю, что: во-первых, деньги платят за профессию, во-вторых, нет такой работы, которая цепляла бы меня настолько сильно, чтобы начать всё сначала. Проще говоря, не знаю чего хочу. Поэтому, оставаясь в рамках профессии, ухожу от прямого функционала (проектирование) в смежные области (служба заказчика). Почему не проектирование? На заре карьеры довольно скоро поняв, что главным архитектором Москвы мне не быть, я потеряла к архитектуре всякий интерес, но конец 90-х— начало 2000 было хорошим временем — в стране наблюдался строительный бум, профессия была востребована, а иногда даже неплохо оплачиваема. А потом пришёл 2008 год, с тех пор стройка так и не поднялась, единственные, кто ещё выживает, — жилищное строительство, и те, кто осваивает бюджет. Романтика профессии архитектора сильно преувеличена. На самом деле ты точно так же, как все, каждый день ходишь в одно и тоже место и закручиваешь одни и те же гайки.