Сезон чёрного пиара и грязных политических технологий в Сергиевом Посаде объявлен открытым. Редакция газеты вспоминает самые одиозные случаи пропаганды, повлиявшие на наш электоральный выбор.

 

В одной берлоге

Василий Гончаров против Анатолия Упырёва — захватывающий политический триллер районного масштаба продолжался без малого 5 лет — с 2003 по 2008 год. Опытный функционер с советским стажем всеми силами теснил молодого директора мясокомбината, четырежды отстаивавшего своё право на кресло главы района. Административное давление, судебные тяжбы, затяжной конфликт местной администрации с губернатором — последствия этого междусобойчика, не позволившего реализовать району экономический потенциал, мы ощущаем до сих пор. Ну, а местные пиар-команды радовали нас вот такими шедеврами.

 

Фейковые разоблачения

В 2008 году чёрные пиар-менеджеры взялись за спикера городского Совета депутатов Михаила Григорьева. В разгар политического кризиса поддельный «боевой листок» под названием «Посад» анонсировал будущую зачистку заксобрания от криминальных элементов. На обложке красовался тогдашний депутат № 1, истинную историю которого поведал якобы отставной офицер ФСБ. Доказать причастность народного избранника к уголовщине не получилось, но осадочек в народных умах остался. В 2009 году электоральные успехи Григорьева сошли на нет. Не помогло даже образование патриотического блока «Земляки», который пытались спародировать в 2013 году в поддельном выпуске газеты «Копейка» под названием «Честные люди». Ни тех, ни других на районе давно нет, а листовки хранятся у нас в архивах.

 

С ветерком на старой кляче

Наших политиков и бизнесменов хлебом не корми, дай прокатиться на ветхих брендах, лишённых материальной сущности. Человека заставляют вспомнить о временах, когда трава казалась зеленее, а солнце ярче, побуждая сделать эмоциональный выбор вместо рационального. Простой пример: предлагают зайти в «Пивную СССР», стилизованную под 70-е, но вместо креплёного «Чешского» подают химическую бурду. Название и антураж те же, а головная боль разная…

Эксплуатируют всё — от Юрия Гагарина до названий районных газет. В уже далёком 1993-м местные журналисты-энтузиасты запустили проект под названием «Зеркало». Когда-то бал там правили сплошь публицисты да краеведы. Затем их сменили одиозные оппозиционеры и бизнесмены с политическими амбициями. Газета то умирала, то возрождалась под брендом «Новое зеркало»… для того, чтобы снова уйти в небытие и воскреснуть в почтовых ящиках — как это случилось недавно — под старым именем с предвыборными целями и задачами в надежде на старую аудиторию.

Учредителем газеты по-прежнему значится Владмир Польский. Когда-то он был депутатом райсовета, потом выпал из политической жизни Сергиева Посада. Думаете, этот немолодой уже человек решил вернуться в местную политику? Маловероятно. Теперь газета представляет интересы потенциальных депутатов, упоминание которых можно найти в каждом номере. А политику издания формирует, похоже, не редактор — Евгения Викторова, а бывший глава города, отстранённый от должности в результате уголовного преследования Сергей Персианов. Вряд ли жизнь в «Зеркале» затеплилась надолго. Скорее всего, газета будет похоронена сразу после выборов, а бренд отложен до начала новой предвыборной кампании.

 

Когда всё это кончится?

Ближайшие три месяца вся эта кутерьма будет идти по нарастающей. Сказки про «упырей», листовки в стиле «Всё пропало. С прилавков исчезнут гречка, спички и соль» — неотъемлемый атрибут всех уровней российских выборов, к которому давно пора привыкнуть. Не для того маститые политтехнологи едят свои бутерброды с икрой, чтобы мы приходили на участки с холодной головой и трезвым рассудком. Чёрная пиар-активность бесследно исчезнет из нашего поля зрения, как только участковая избирательная комиссия досчитает бюллетени и огласит результаты местных выборов. Авторы фейков и провокаций растворятся в мирной жизни, станут лояльными журналистами, рядовыми функционерами и аполитичными рекламщиками… до следующего электорального цикла.