В коллекции Сергиево-Посадского музея-заповедника хранится немало предметов, происхождение которых до настоящего времени не прояснено. Среди них — братина из собрания Лавры, которую ранее в Троицком монастыре составители описей связали с семьёй царя Бориса Годунова.

Подобным неясностям в музейной практике находится немало объяснений. Одно из них состоит в том, что в середине XIX столетия происходит реформирование системы учёта церковных и монастырских ценностей. В 1853 году вышел императорский указ, который предписывал провести ревизию церковных ценностей и по её итогам составить Описи имущества церквей и монастырей по новой форме, включая создание особых описей «Древностей, не принадлежащих к богослужению».

Новый формуляр Описей был составлен на основании «предположений» митрополита московского Филарета. Один из пунктов обязывал указывать имена вкладчиков, «если оне известны». Стремясь «точнее соответствовать» мысли государя императора и указаниям владыки, усердные составители монастырской Описи 1859 года добавили целому ряду предметов сведения о владельцах и вкладчиках. Именно так сразу несколько памятников древнерусского искусства из ризницы монастыря неожиданно получили «сведения» о происхождении.

Это относится и к рассматриваемой братине. Однако подобное маловероятно. Форма, декор и характер надписи, расположенной на ней, свидетельствуют о более позднем происхождении любопытной реликвии. На тулове и на дне довольно крупной по размеру, но относительно лёгкой братины , выполненной из тонкого листа серебра, помещены нарядные резные золочёные круглые мишени. Бортик украшен высокой витиеватой надписью — вязью, в которой соотношение «мачт» букв — высота к ширине — типично для XVII, а не для XVI века: «Братина добра человека, пиите из нея на здравие, хваля Бога и воспоминаючи ево святыя заповеди чрез апостола Павла, братие, не упивайтеся вином, в нем же есть блуд». (Послание Апостола Павла Ефесянам. 5.18).

Увидеть уникальный экспонат вы можете на выставке «Царское захоронение «в провинции»: мифы и предметы» в исторической экспозиции музейного комплекса «Конный двор».

 

Татьяна Токарева, ст. научный сотрудник СПГИХМЗ