Торговые палатки рядом с Лаврой, в зоне прямой видимости администрации… Что это было?

Торговый «палаточный лагерь» в непосредственной близости от Троице-Сергиевой лавры и в зоне прямой видимости администрации… Что это было?

Дань уважения средневековым русским традициям или отголоски дикого капитализма 90-х? Ярмарка выходного дня за Центральным универмагом породила немало слухов и домыслов среди горожан. Пришло время их развеять.

 

Миф 1. Палатки занимают парковочные зоны

И да, и нет. Ярмарка за Центральным универмагом действительно располагается на месте, которое жители Сергиева Посада облюбовали в качестве парковки. Однако в городской администрации заверяют, что официального предназначения у этой земли нет: участок значится в землях общего пользования. Именно это позволило организовать ярмарку в самом центре города, формально не нарушая прав автовладельцев. Те же быстро привыкли к хорошему и наотрез отказываются мириться с юридическими формальностями.

 

Миф 2. Ярмарки дешевле магазинов и ориентированы на всех

И снова однозначного ответа на вопрос дать нельзя. Продуктовый набор на ярмарке предназначен отнюдь не для пенсионеров и бюджетников. Средние цены на колбасу, рыбу, сыр и мёд на 20, 30 и даже 50 % выше, нежели в крупных сетевых магазинах. Широкий пласт покупателя это отпугнёт. Зато привлечёт обеспеченных клиентов, которых заинтересует эксклюзив, который не встретишь в гипермаркете — козье молоко, домашние мясные полуфабрикаты, экзотический мёд и кондитерские изделия класса «около-люкс». В то же время в соседних палатках можно встретить недорогой текстиль по ценам, не превышающим полкило колбасы и сыра. Получается, что питается там средний класс, а одеваются небогатые люди. Диссонанс налицо.

 

Миф 3. Ярмарочная торговля стихийна и полулегальна

Долгое время это действительно было так. С начала 90-х «шатры Мамая» вырастали там, где им было удобно, взимали с населения дань в виде наценки за товары сомнительного качества и уходили на новое кочевье. Сегодня ярмарки находятся под пристальным вниманием областной исполнительной власти и местного самоуправления. Министерством потребительского рынка утверждён сводный перечень мест проведения, главой Сергиево-Посадского района Михаилом Токаревым подписано постановление, согласно которому местным властям рекомендуется всячески содействовать этому мероприятию. Организатором ярмарки выступает непосредственно Муниципальное казённое учреждение «Центр поддержки малого и среднего предпринимательства Сергиево-Посадского муниципального района». По словам директора Центра Олега Гаджиева, с 2016-го года ярмарочная торговля начала приносить городскому бюджету порядка 600 тысяч рублей в год. С началом работы второй площадки возле Сбербанка по проспекту Красной Армии, 203 прибыль муниципалитета может возрасти до миллиона рублей и выше. При этом цели превратить Сергиев Посад в одну большую ярмарку нет, планируется исходить из критерия разумной достаточности и потребности населения в подобных объектах.

 

Миф 4. Загнать в павильоны — хорошая идея

Может быть, но она противоречит самому духу ярмарки. В настоящее время Минпром­торг активно переписывает федеральный закон о торговле, в котором будет зафиксировано не только определение «ярмарка», но и единые правила их проведения для всех регионов. Ожидаемый срок принятия поправок — второе полугодие 2017-го. Как бы там ни было, речь идёт об открытой площадке, на которой смогут легально продать свой товар лица, не имеющие статуса индивидуальных предпринимателей.

 

Миф 5. Ярмарочная торговля процветает только в России

«Палаточные лагеря» ежемесячно и ежегодно разбиваются не только в нашей стране, в Средней Азии и на Ближнем Востоке, где процветает культ торговли, но и в Западной Европе, где сильны традиции рождественских ярмарок. В центре Берлина на площади Жандарменмаркт в течение полутора месяцев стоят несколько сотен палаток с кондитерскими изделиями и блюдами национальной кухни. С ещё большим размахом ярмарочное дело поставлено в Нюрнберге. Центральная площадь, пахнущая баварскими колбасками, в период праздничной активности торговцев привлекает до двух миллионов местных жителей и туристов. Не отстают от немцев французы, бельгийцы, англичане, датчане, шведы, чехи, венгры и прибалты. Упускать возможность неплохо заработать на местных бюргерах и на туристах в Старом Свете не привыкли.

 

Миф 6. Чем больше палаток, тем лучше

Организация «нового Черкизона» не входит в планы муниципалитета, о чём сообщил редакции газеты организатор ярмарки Олег Гаджиев. В настоящее время в Центре поддержки малого и среднего предпринимательства работают над списком лучших продавцов, которым в дальнейшем будет отдаваться предпочтение при прочих равных. Ждать массового появления людей с баулами на торговых площадях не стоит, да и нет к этому экономических предпосылок. Прогресс на фоне стихийных развалов 90-х очевиден. В глаза бросается цветовое единообразие палаток. Дело за малым — отказаться от принципа «хватай всех» и перевести торговлю в тематический формат.

 

Миф 7. Санитарный контроль всегда на страже нашего желудка

«Будьте зорки и бдительны» — агитационный плакат с портретом Феликса Дзержинского сегодня уместен не только на выставках соцреализма, но и в каждом уголке потребителя. При всей разветвлённости санитарного контроля, от дилетанта, не соблюдающего правила расстановки товаров, до негодяя, плюющего в гамбургеры, и грязнули, не моющего руки после отправления естественных нужд, никто из нас не застрахован. Сфера торговли — отнюдь не исключение из правил. Вывести на чистую воду «дельца» первого типа непросто, хотя в этом заинтересованы все — и организаторы, и гражданское общество. Роспотребнадзор может нагрянуть, но не в рутинном порядке, а по сигналу, ибо «кошмарить» малый и средний бизнес без повода, согласно последним политическим веяниям, не позволено никому, даже тем, кому это положено по статусу.

 

ГЛАС НАРОДА

 

Николай КРОПОВ:

— Хорошая торговля. Ассортимент, в целом, нравится. Можно закупиться к Пасхе и искус­ственными цветами, и продуктами.

 

 

 

Ирина ПЕТРИЩЕВА:

— Нормальная торговая площадка. Есть неплохая и недорогая одежда для ребятишек. Продукты не беру. Откуда я знаю, какими руками и кто их хватал?

 

 

 

Марина ОРЕХОВА:

— Не моё! Не нравится архитектура и внешнее оформление. Большой необходимости в таких ярмарках нет.