С художниками и священниками говорим о символах весны и значимости вещей

 

Обычный рабочий день, и мы в Русском Дворце интересов — творческом объединении-мастерской при Пятницком подворье Лавры. «А вот здесь уголок... Это у нас сити-фарминг», — благодаря администратору Ольге мы с фотокорреспондентом узнаём новое слово. Нам показывают рассаду, которая на подоконнике ловит лучи солнца. Рядом с каждым ростком пакетик семян. Читаем названия... Как потеплеет, их пересадят в теплицы, которые построят тут же, во дворе, в самом центре города.

К чему это всё? Почему мы заговорили о городских огородах, теплицах и рассаде? Да просто через три дня Пасха — праздник, который для христиан означает начало новой жизни, пробуждение, воскресение. И эти пробивающиеся ростки — хороший повод поговорить о символах, понятных практически каждому человеку независимо от того, какой он веры.

 

Труд

Сам по себе сити-фарминг, конечно, никакой не символ. Это забытая и снова «вспомненная» традиция домашнего огородничества, получившая второе рождение. Но теперь это не только любимое хобби бабушек, а популярное увлечение жителей больших городов, соскучившихся по простому осязаемому труду.

Отличает такой огород разве что масштаб: сити-фарминг — это когда сортов и культур много, и некоторые, казалось бы, для обычного домашнего огорода совсем нетипичные.

Городской огород стал одним из направлений Русского Дворца интересов. Не самым заметным, но не менее важным, потому что он учит, как и все другие направления здесь, ценить сделанное своими руками.

Дворец открыт для маленьких и взрослых. В классе керамики видим трогательную сцену: преподаватель помогает трёхлетнему ребёнку справиться с первым, возможно, в его жизни изразцом. В центре глиняной плитки угадываются контуры яйца.

«Что трёхлетним удаётся лучше, чем сорокатрёхлетним?» — вопрос преподавателю, поработавшему и с теми, и с другими. После небольшой паузы ответ: «Импровизация».

Яйцо — один из самых узнаваемых пасхальных символов. Трёхлетнему сейчас вряд ли рассказывают, что скорлупа в христианской традиции обозначает гроб, а красный цвет — есть не только царский цвет, а отсылка к пролитой крови Христа. Пока ему достаточно понимать, что это просто символ жизни, и это будет ясно без перевода каждому, кто видел цыплят, кто может представить треск скорлупы и первый писк.

 

Свобода

Есть и ещё кое-что, сближающее творчество и веру, — это свобода от некоторого страха. Например, от страха смерти, подавления, обессмысливания. Весна с её пробуждением навстречу неизвестности — природное воплощение такой свободы.

У преподавателя Ларисы Зажмицкой тоже есть свобода: на свой страх и риск вместе с детьми она придумывает сюжеты и форму пасхальных открыток. Свобода эта вынужденная: какого-то одного строгого канона пасхальных открыток преподавателю найти не удалось, вот и приходится искать своё.

Когда-то открытки на Пасху считались чуть ли не особым жанром и одним из важных атрибутов праздника. Их отправляли тем, кого лично поздравить не получалось, друзьям и близким. Со временем жанр размылся, и если зимние рождественские открытки найти можно, то весенних пасхальных осталось меньше.

Помимо прочих идей, Лариса предлагает украшать открытки цветами, сделанными мокрым тиснением: лепестки вырезают из бумаги, смачивают водой, а затем палочками выдавливают узоры. Бумага, высыхая, запоминает фактуру и становится похожей на природный лепесток.

На одной открытке с цветами видим узнаваемые знаки: птицы, яйца, веточки… Веточки, которыми жители Иерусалима приветствовали Христа, устилая ими путь.

 

Прочность

Яйцо как символ, напоминает преподаватель витражной техники Дмитрий Вельничук, не теряет смысла и после Пасхи. «Каждое воскресенье — это малая Пасха, и некоторые батюшки говорят прихожанам на каждой воскресной проповеди: «Христос Воскресе».

Вместе с Дмитрием делаем витражное яйцо. Вряд ли где-то ещё в Сергиевом Посаде этому научат: сначала вырезаем кусочки стекла, потом у каждого обрабатываем края, следом спаиваем кусочки паяльником с широким жалом. Тут нужна точность: стоит дрогнуть руке, отклониться жалу, как раскалённое олово скатывается шариком.

 

Специалистов, как Дмитрий, в городе мало. Он учился искусству витража в колледже во Львове, потом поступил в семинарию в Сергиевом Посаде. Будущий батюшка не оставит творчества: с Божьей помощью, говорит, продолжит кормить себя и близких тем, что умеют делать руки.

Стекло и металл соединяются воедино. Пройдут столетия и тысячелетия, а с ними ничего не случится, говорит Дмитрий и, подтверждая прочность техники, кидает готовый образец витража на пол. Спаянный кусочек стекла отскакивает нетронутым. А если витраж бережно лежит у хозяина, так это, по сути, вечная вещь.

Точно так же хрупки, но прочны ценности и знаки, которые хранят люди, — в любое время года, при разной погоде, разных порядках и разных правителях.

 

Место в мире

И ещё о сделанном руками.

Если пасхальной традицией можно считать подарки ближним, то лучший из подарков —  тот, что ты смастерил сам.

Открывшись, Русский Дворец интересов получил государственный грант, и это позволило купить несколько профессиональных верстаков и инструмент. Работать на них — одно удовольствие.

«Мы говорим, что Пасха — это праздник, где «жизнь жительствует», — цитирует Иоанна Златоуста священник Павел Великанов, руководитель центра. — И хотелось бы, чтобы так происходило возвращение к ценности вещей как таковых. Если общество потребления диктует многомиллионные тиражи изделий, они неизбежно становятся бездушными».

Он приводит пример: вот папа сделал стульчик сыну. Для сына это не просто предмет мебели, а воплощённая папина любовь, его живое внимание. Совершенно другое дело, когда ребёнок сидит дома на стульчике из большого мебельного магазина — на точно таком же, который он видел в детском саду.

«Понимаете, тот папин деревянный табурет — это его, — говорит о. Павел, делая ударение на слово «его». — И вряд ли, став подростком, он швырнёт его со злости в печку. А ведь из такого вырастает совсем другое отношение к окружающему миру, к твоему месту в этом мире».

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

 

Павел ВЕЛИКАНОВ, священник, руководитель центра:

— Пасхальные дни — особенные, потому что в этом празднике пересекаются несколько важных линий. Первая — весенняя, возрождение природы. Вторая — церковная, но неизбежно резонирующая с внецерковной средой. И третья линия — творческая.